Познаем мир вместе
Обновления на сайте
Новые модели бренда MALI

Игрушки, полезные для развития ребенка в разном возрасте

 

Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий для развития детей придумали и выпустили за последнее время. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Из статьи Вы узнаете про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.

 

 


ПИРАМИДКА (1 год – 3 года)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. При этом пирамидка должна быть правильной:

  • у нее должен быть стержень – палочка, а не конус
    (дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)
  • дырочка в колечках должна быть одинаковой
    (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)
  • устойчивое основание
    (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)
  • лучше всего, если все колечки одного цвета 
    (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)

С помощью пирамидки самых маленьких мы научим:

  • координационным действиям: снимать и надевать колечки;
  • сравнивать: большой – маленький, больше – меньше;
  • сортировать: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку;
  • считать;
  • сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье – колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое);
  • надевать на пальчики и нанизывать как бусы и т.п.


МАТРЁШКА (1год – 4 года)

Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально.


ВКЛАДЫШИ МОНТЕССОРИ (1 года – 6 лет)

На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется. 

Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми? 

Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры. 

А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток. 

Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.


КУКЛА И МЯГКАЯ ИГРУШКА (1 год – 6 лет)

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз «Я» ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность. 

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…


ПОСУДА (1 год – 5 лет)

Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.

Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты. 

Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно). 

Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования. 


РАЗНЫЕ МЯЧИКИ (1 год и без ограничения)

Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.) 


ДЕРЕВЯННЫЙ КОНСТРУКТОР (1 год – 6 лет)

Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры.

Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…
Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п.

А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.

С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.


ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ (1 год – 6 лет)

Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке. 

Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.


МАГНИТНАЯ АЗБУКА (3 года – 5-6 лет)

Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить. 

 

«СЛОЖИ УЗОР» Б.П. Никитина (1,5 года – 6 лет)

Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована. 

Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.


«СЛОЖИ КВАДРАТ» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)

И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.

Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии. 

 

«КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)

Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря. Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.


Автор - Анна Андреева, методист, педагог высшей категории, мама трех детей.

 

Чтобы оставлять комментарии, используя стандартную форму, необходимо войти или зарегистрироваться.
Так же вы можете оставить комментарий используя форму "Вконтакте"
Закрыть комментарии
Похожие статьи
Обязательно покажите Вашему ребенку этот несложный, но очень интересный опыт. Он основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ
Просмотры: 1020
Логопеды рекомендуют для отработки произношения разных звуков использовать скороговорки. В статье Вы найдете 110 скороговорок, которые помогут Вам в этой работе. Предложенные скороговорки не только улучшат речь ребенка, но и развлекут его
Просмотры: 796
Подготовка к главному празднику года всегда дарит много положительных эмоций. Чтобы этот праздник действительно запомнился всем вашим гостям, предлагаем устроить конкурсы. Мы выбрали для вас 10 самых задорных и увлекательных семейных конкурсов!
Просмотры: 814
Еще статьи
Другие категории раздела «Воспитание детей»
Самые популярные статьи категории «Воспитание детей»
Вызывать детский восторг и удивление легко и приятно. Как здорово, когда детские лица освещаются восторгом от неожиданного сюрприза и нестандартного способа его преподнесения. Как же можно удивить ребенка и сделать вручение подарка запоминающимся?
Просмотры: 2103
Главная задача занятий с ребёнком в возрасте от 2-х до 3-х лет — развитие у него гармоничного восприятия себя в окружающем мире. Представляем Вам перечень занятий, которые необходимо делать вместе с малышом для развития его личности в этот период
Просмотры: 2294
В статье Вы найдете список книг, которые рекомендованы для прочтения детям от рождения для 10 лет. Вы также сможете познакомиться с рекомендациями о том, на что следует обратить внимание, прививая любовь к чтению детям разных возрастных групп
Просмотры: 1637
Еще статьи
Вход и регистрация
Скидки на модели бренда MALI
Популярные рецепты
Новые модели бренда MALI