Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Глиптика

Глиптика – это миниатюрная резьба по драгоценным и полудрагоценным камням, один из видов декоративно-прикладного искусства.

Искусство создания резных изображений на камнях получило развитие во многих странах, с древнейших времён, и популярна по сей день. Самые ранние из дошедших до нас произведений глиптики датируются четвертым тысячелетием до нашей эры.

Фигурки, выточенные из камня, одновременно с наскальными рисунками – первые произведения образотворческого искусства.

Резные камни, или, как их еще называют, «геммы», с глубокой древ­ности служили печатями, амулетами и укра­шениями.

Красный сердолик и прозрачный горный хрусталь, мозаично расцвеченные халцедон и серпентин, строгий гематит и восковой мягкости стеатит стали первыми материалами резных изображений.

Удивительным совершенством рисунков и форм поражают каменные валики, выполненные в технике глиптики мастерами Междуречья. Здесь искусство резьбы по камню развилось еще в ветхозаветные времена, и со временем переросло в более монументальные формы.

Древнеегипетская глиптика была подчинена строгим установлениям касательно традиций изображения фараонов и простых смертных. Боги и богоравные правители Египта – вот герои резных работ по драгоценному самоцветному камню египетской древности.

Развитие глиптики на Востоке (Китай, Индия) шло другим путем. Обрабатывая прочный нефрит, китайские мастера резьбы по драгоценному камню пошли путем создания скульптурной миниатюры. Овладение самыми потаенными секретами искусство дало им возможность создания тончайших узоров и деталей, имитирующих складки шелка.

Понадобилось немалое время и завоевание Поднебесной монголами, чтобы резная каллиграфия утвердилась на китайских печатях и драгоценных камнях, добываемых в Индии. Однако именно индийские камни дали толчок развитию глиптики в странах северного средиземноморья. Поход Александра Македонского на восток обеспечил приток первоклассного материала в Грецию.

Ярко-красные гранаты, прозрачные аметисты, добытые на далеком Цейлоне бериллы стали украшаться резными сюжетами и портретами. Правда, работа над твердым натуральным камнем отнимала у мастера долгие годы. Многие из природных минералов необычайно устойчивы к внешним воздействиям, и мастерам древности приходилось пускаться на всевозможные технологические ухищрения, дабы добиться совершенства.

В античной культуре искусство глиптики усовершенствовалось до достижения портретного сходства и скульптурной выразительности вырезавшихся гемм. Изумительной красоты рельефы, изображающие прославленных деятелей, знаменитых властителей и, конечно же, состоятельных заказчиков, вырезались по яшме и ониксу.

Из твердых камней, часто многослойных, мастера вырезают изящные рельефы - геммы. Многослойность тут играет большую роль - рельефное изображение получается одного цвета, задний фон - другого, иногда сочетаются несколько тонов - потрясающе красивое и интересное искусство.

Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.

Геммы с выпуклыми рельефами называются камеями, а с углубленными – инталиями.

Камеи - это выпуклые рельефные многоцветные резные камни, вырезанные чаще всего на сардониксе, или на многослойном из чередующихся белых и бурых полос агате. Месяцы, а то и годы упорного труда резчик тратил на создание одной камеи. Исследователи глиптики говорят, что для изготовления большой камеи требовалось примерно столько же времени, сколько для постройки собора.

Инталия – это «обратная» низкорельефная резьба, когда изображение словно утоплено, вдавлено в плоскую поверхность камня. Миниатюрные инталии очень распространены в камнях, из которых изготавливают кольца. Многие из них вырезаны в виде фамильных гербов и иных изображений. Кольца с печатками, вырезанными в виде инталий, дают на сургуче или воске камееподобный оттиск. Камнерезы-художники во время работы часто используют для контроля за ходом резьбы восковой слепок. Резьба в технике инталий используется для украшений плоских панелей, а также для придания поверхности резных изделий определенной текстуры.

На протяжении всего своего существования глиптика оставалась элитарным видом искусства, предназначенным для утонченных ценителей прекрасного.

Самые ранние камеи вырезались на одноцветном минерале: гранате, гиацинте, аметисте и других камнях. Геммы, выполненные на самоцветах и цветных камнях, дошли до наших времен великолепно сохранившимися, пережив одновременно с ними созданные храмы, дворцы, скульптуры и другие памятники искусства.

Глиптика позволяет запечатлеть в камне историю, обычаи и нравы людей. Иногда миниатюрные изображения являются единственным источником знакомства с жизнью древнего мира.   

Глиптика, а точнее, ее произведения, стала увлечением для многих монархов. Например, коллекционирование античных камей являлось предметом особой любви императрицы Екатерины II. Свою страсть к их собиранию она называла в шутку "камейной болезнью". Ее коллекция насчитывала более 10 тысяч гемм. Самое значительное приобретение императрицы было сделано в 1787 г., - собрание герцога Орлеанского, одна из самых известных коллекций глиптики Европы.

С раннего Средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Высочайшие образцы резьбы по камню мы находим в православном искусстве. Резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых стали неотъемлемой частью архиерейских облачений, они часто используются как вставки в панагиях и митрах. Основным камнем, используемым в культовых предметах, является лазурит.

Искусно выполненная резьба прекрасный образец древнего искусства глиптики (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю).
Искусство резьбы по камню имеет богатую традицию в Китае. Оно включает в себя не только резьбу по камню, дереву, кости и бамбуку, но и резьбу по кокосовому ореху, рогу, янтарю. Такое многообразие исходных материалов только лишний раз доказывает, что китайские мастера одинаково превосходно владеют самыми разными материалами, и каждое их творение является настоящим произведением искусства.

Известно, что из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера отдавали предпочтение нефриту. Этот камень традиционно является одним из самых высоко ценимых в Китае. В древности китайцы считали нефрит священным камнем, поэтому ограничивались минимальной обработкой естественного камня. Но почитание нефрита в Китае объясняется еще и тем, что этот твердый камень с трудом поддается обработке. Поэтому, как гласят древние легенды, «хорошим резчиком по нефриту или яшме мог стать человек с сильной волей и доброй душой». Ведь изготовление скульптурной композиции из нефрита требовало длительного времени и большого терпения. Множество китайских текстов посвящено описанию цвета нефрита и соответствующих ему свойств. Более всего ценится в Китае белый нефрит "Бай юй", который добывается в Кашгарском крае (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район), области на границе со Средней Азией, мирового центра по добыче нефрита.

С 1949 года, т.е. с момента образования Китайской Народной республики, китайские ремесленники создали множество выдающихся произведений из нефрита. Очень известны так называемые «четыре чуда Пекина» - это групповые нефритовые скульптуры Пань Бинхэна, нефритовые цветы Лю Дэина и нефритовые птицы Чжан Юньхэ. А такие шедевры китайских резчиков по камню, как «Блюда креветки» и «Драконовое блюдо», выполненные в Пекине из агата, а также «Радужная ваза», выполненная шанхайскими мастерами из красного жадеита, были признаны национальным достоянием. Эти работы завоевали широкое признание, как в Китае, так и за его пределами.

Все категории раздела «Своими руками»
новые СТАТЬИ сайта