Познаем мир вместе
Обновления на сайте
Новые модели бренда MALI

Игры, направленные на развитие мышления ребёнка

1. ОПИСЫВАЕМ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: «яблоко». Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.


2. ИЗУЧАЕМ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).


3. КТО ЛЕТАЕТ?

Цель: выделить существенные признаки предметов.

Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.


4. СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ

Игра с мячом.

Взрослый называет предметы, например: яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д.

Если названный предмет съедобный, то ребенок должен поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не надо ловить.


5. ЗАГАДКИ

Например:

  • «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет». (кошка)
  • «Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка». (свинья)
  • «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку». (заяц)
  • «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». (облака)
  • «Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит.». (петух)
  • «Верещунья белобока, а зовут ее ...». (сорока)       
  • «Мы день не спим, мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим». (часы)


6. СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

Цель: перечислить как можно больше способов применения предмета.

Пример: «Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?» (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).


7. ИЩЕМ ОДИНАКОВЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Задания:

  • В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые.
  • Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.


8. ИЩЕМ РАЗЛИЧНЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.


9. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Вариант 1: Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия.

Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

  • подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;
  • фигуры, отличающиеся двумя признаками;
  • тремя признаками;
  • подобрать самые фигуры.

Вариант 2: «Сравнение слов».
Для сравнения даем пары слов:

  • муха и бабочка,
  • дом и избушка,
  • стол и стулья,
  • книга и тетрадь,
  • вода и молоко,
  • топор и молоток,
  • пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?

Вариант 3: Сравнение предметов.
Игра «На кого похож?» (вербально). На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?
По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д. 


10. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ

  • Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в жарких странах.
  • Из набора карточек выбрать то, что можно есть (съедобное); что сделано человеком; те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.
  • Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.
  • Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие.
  • Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.
  • Из всех пуговиц выбрать только круглые.
  • Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).


 11. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗНАКОМЫМ ПРИЗНАКАМ

Учим ребенка вести классификацию по признакам, которые не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

  • выбрать предметы, которые тонут; 
  • выбрать предметы, которые не тонут;
  • выбрать предметы, которые могут разбиться и т.д.

 

12. ИГРА

Приготовить 15 различных предметов.
Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Предложите ребенку отобрать:

  • металлические предметы,
  • съедобные,
  • тяжелые,
  • мягкие,
  • белые,
  • круглые,
  • длинные,
  • деревянные,
  • маленькие,
  • прямоугольные,
  • которые можно повесить за нитку.


13. КЛАССИФИКАЦИЯ В БЫТУ

Вариант 1: разобрать покупки (рассортировать);

  • что нужно положить в холодильник?
  • что нужно положить в морозилку?
  • что положить на полочку в ванной?
  • куда положить стиральный порошок?
  • куда крупу?

Вариант 2: рассортировать белье для стирки на белое и цветное.


14. ИГРАЕМ В СЛОВА

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).


15. КЛССИФИКАЦИЯ ГЕОМЕРИЧЕСКИХ ФИГУР

Классифицирует предметы по цвету, форме, величине.


16. ИЩЕМ ПРЕДМЕТЫ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЦВЕТА

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.


17. БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ

Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.


18. ФОРМА 

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.


19. ОБОБЩЕНИЕ - ИСКЛЮЧЕНИЕ

Наборы слов:

  • Стол, стул, кровать, чайник.
  • Лошадь, собака, кошка, щука.
  • Елка, береза, дуб, земляника.
  • Огурец, репа, морковь, заяц.
  • Блокнот, газета, тетрадь, портфель.
  • Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
  • Волк, лиса, медведь, кошка.
  • Фиалка, ромашка, морковь, василек.
  • Кукла, машина, скакалка, книга.
  • Поезд, самолет, самокат, пароход.
  • Воробей, орел, оса, ласточка.
  • Лыжи, коньки, лодка, санки. 
  • Стул, молоток, рубанок, пила.
  • Снег, мороз, жара, лед.
  • Вишня, виноград, картофель, слива.
  • Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
  • Река, лес, асфальт, поле.
  • Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.
  • Парта, доска, учебник, ежик.
  • Змея, улитка, бабочка, черепаха.
  • Краски, кисти, чайник, полотно.
  • Шляпа, крыша, дверь, окно.
  • Молоко, чай, лимонад, хлеб.
  • Нога, рука, голова, ботинок.
  • Храбрый, злой, смелый, отважный.
  • Яблоко, слива, огурец, груша.
  • Молоко, творог, сметана, хлеб.
  • Час, минута, лето, секунда.
  • Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  • Платье, свитер, шапка, рубашка.
  • Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
  • Сосна, береза, дуб, земляника.
  • Книга, телевизор, радио, магнитофон.


20. НУЖНО – НЕ НУЖНО

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет».

Засадив огород, садите сад.


21. ОВОЩИ - ФРУКТЫ

Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.


22. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

  • суп, каша, гуляш, кисель,
  • лошадь, корова, овца, свинья,
  • курица, гусь, утка, индейка,
  • волк, лиса, медведь, заяц,
  • капуста, картофель, лук, свекла,
  • туфли, сапоги, кроссовки, босоножки,
  • шапка, кепка, тюбетейка, берет,
  • липа, береза, ель, сосна,
  • зеленый, синий, красный, желтый,
  • шар, куб, ромб, квадрат,
  • телевизор, утюг, пылесос, холодильник,
  • автомобиль, трактор, трамвай, автобус.


23. ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ

Игра с мячом: если ведущий называет «живое» - все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие-домашние животные и т.д.).


24. ОТВЕЧАЙ ОДНИМ СЛОВОМ

Яблоня, дуб, каштан - это (деревья)

Окунь, щука, карась - это (рыбы и т.д.)


25. НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА

  • Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).
  • Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»


26. ПОЕЗД

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными.

Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои, и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.


27. НАЗОВИ СЛОВА

Благодаря этой игре развивается гибкость мышления.

Назови слова, обозначающие:

  • Деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...),
  • Зверей,
  • Домашних животных,
  • Наземный транспорт,
  • Воздушный транспорт,
  • Водный транспорт,
  • Фрукты,
  • Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)


28. АНАЛИЗ - СИНТЕЗ

Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки.

«Ну - ка, отгадай»
Материал: карточки с изображением различных предметов.
Вариант 1: Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.
Вопросы:
Из этого предмета можно пить? Нет. 
У него есть ручки - ножки? Нет.
На нем можно плавать по морю? Нет.
На нем можно ездить? Да.
Он ездит по рельсам? Да.
Это паровоз? Да.
Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.
Вариант 2: То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».
Вариант 3: Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».
Вариант 4: Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию» Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».

«Найди предметы»
Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.
«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».

«Найди общие признаки у предметов»
«Рыбка и лодочка - плавают».

«Узнай по описанию, что это?»
«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)

«Загадки»
«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».

«Описание предмета»
Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.
Отгадать, что это за дерево.


29. ЗАТРУДНЕННЫЕ СИТУАЦИИ

Учим ребенка принимать решения и планировать.

  • Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
  • В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?
  • Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?


30. ПОДБОР СЛОВ ПО АНАЛОГИИ

  • корова – теленок, курица – цыпленок, кошка – котенок
  • ночь – луна, день – солнце
  • снег – лыжи, лед – коньки
  • начало – конец, день – ночь
  • морковь – огород, яблоко – сад
  • футбол – мяч, хоккей – шайба
  • заяц – кролик, рысь – кошка
  • пароход – море, самолет – небо
  • зима – холодно, лето – тепло, жарко
  • лошадь – скачет, заяц – прыгает


31. УГАДЫВАЕМ И ДОДУМЫВАЕМ

Учим ребенка угадывать и додумывать на основе уже имеющихся данных.

  • Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?
  • Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?
  • Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?


32. АНАЛИЗИРУЕМ

  • Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех. (Вася)
  • Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого
    самые светлые волосы? (Коля)
  • Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша)
  • Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)

Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:

  • Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?
  • Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?
  • Костя выше Пети. Кто ниже?
  • Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?
  • Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя)
  • Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)
  • Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок)


33. КРИТИЧНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

  • Папа ушел на работу.
  • Поезд летит по небу. 
  • Кошка хочет есть.
  • Человек вьет гнездо.
  • Почтальон принес письмо.
  • Зайчик пошел в школу.
  • Яблоко соленое.
  • Бегемот залез на дерево.
  • Шапочка резиновая.
  • Дом пошел гулять.
  • Туфли стеклянные
  • На березе выросли шишки.
  • Волк бродит по лесу.
  • Волк сидит на дереве.
  • В кастрюле варится чашка.


34. ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЙ

«Закончи предложение» 

  • Лимоны кислые, а сахар... 
  • Собака лает, а кошка...
  • Ночью темно, а днем...
  • Трава зеленая, а небо...
  • Зимой холодно, а летом...
  • Ты ешь ртом, а слушаешь...
  • Утром мы завтракаем, а днем...
  • Птица летает, а змея...
  • Лодка плывет, а машина...
  • Ты смотришь глазами, а дышишь...
  • У человека две ноги, а у собаки...
  • Птицы живут в гнездах, а люди...
  • Зимой идет снег, а осенью...
  • Из шерсти вяжут, а из ткани...
  • Балерина танцует, а пианист...
  • Дрова пилят, а гвозди...
  • Певец поет, а строитель...
  • Композитор сочиняет музыку, а музыкант...


35. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ

Вариант 1: «Кто кем (чем) будет?»
яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.

Вариант 2: «Кем (чем) был раньше?»

  • цыпленок – яйцом,
  • лошадь – жеребенком,
  • корова – теленком,
  • дуб – желудем,
  • рыба – икринкой,
  • яблоня – семечком,
  • лягушка – головастиком,
  • бабочка – гусеницей,
  • хлеб – мукой,
  • птица – птенцом,
  • овца – ягненком,
  • шкаф – доской,
  • велосипед – железом,
  • рубашка – тканью,
  • ботинки – кожей,
  • дом – кирпичом,
  • сильный – слабый,
  • мастер – ученик,
  • листок – почкой,
  • собака – щенок.


Автор - Анна Никонова

 

Чтобы оставлять комментарии, используя стандартную форму, необходимо войти или зарегистрироваться.
Так же вы можете оставить комментарий используя форму "Вконтакте"
Закрыть комментарии
Похожие статьи
Отгадывание загадок очень благотворно влияет на развитие интеллектуальной и познавательной активности ребенка. В статье мы предлагаем Вам 70 забавных загадок, героями которых являются известные детям персонажи мультфильмов и сказок
Просмотры: 890
В статье Вы найдете перечень интересных и развивающих занятий, которыми можно порадовать весной: помощь птицам в постройке гнезда, сбор березового сока, обустройство огорода на окне, проращивание молодых веточек, посадка дерева и других растений и т.д.
Просмотры: 773
Предлагаем Вам коллекцию увлекательных занятий, которые помогут ребенку провести время с пользой, а вам немного поработать и сделать свои дела. Обращаем ваше внимание, что перечисленные занятия требуют обязательного присутствия взрослого рядом!
Просмотры: 786
Еще статьи
Другие категории раздела «Воспитание детей»
Самые популярные статьи категории «Воспитание детей»
В статье Вы найдете список книг, которые рекомендованы для прочтения детям от рождения для 10 лет. Вы также сможете познакомиться с рекомендациями о том, на что следует обратить внимание, прививая любовь к чтению детям разных возрастных групп
Просмотры: 2026
Каждому из нас важно услышать от тех, кто нам дорог, что они ценят нас и наши поступки. Всем, особенно детям, важно слышать слова поддержки и поощрения. Введите эти слова в свой лексикон и используйте их в общее с Вашими детьми.
Просмотры: 2245
Вызывать детский восторг и удивление легко и приятно. Как здорово, когда детские лица освещаются восторгом от неожиданного сюрприза и нестандартного способа его преподнесения. Как же можно удивить ребенка и сделать вручение подарка запоминающимся?
Просмотры: 2244
Еще статьи
Вход и регистрация
Скидки на модели бренда MALI
Популярные рецепты
Новые модели бренда MALI