Познаем мир вместе
Обновления на сайте
реклама

Игры, направленные на развитие мышления ребёнка

1. ОПИСЫВАЕМ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: «яблоко». Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.


2. ИЗУЧАЕМ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).


3. КТО ЛЕТАЕТ?

Цель: выделить существенные признаки предметов.

Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.


4. СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ

Игра с мячом.

Взрослый называет предметы, например: яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д.

Если названный предмет съедобный, то ребенок должен поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не надо ловить.


5. ЗАГАДКИ

Например:

  • «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет». (кошка)
  • «Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка». (свинья)
  • «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку». (заяц)
  • «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». (облака)
  • «Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит.». (петух)
  • «Верещунья белобока, а зовут ее ...». (сорока)       
  • «Мы день не спим, мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим». (часы)


6. СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

Цель: перечислить как можно больше способов применения предмета.

Пример: «Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?» (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).


7. ИЩЕМ ОДИНАКОВЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Задания:

  • В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые.
  • Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.


8. ИЩЕМ РАЗЛИЧНЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.


9. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Вариант 1: Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия.

Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

  • подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;
  • фигуры, отличающиеся двумя признаками;
  • тремя признаками;
  • подобрать самые фигуры.

Вариант 2: «Сравнение слов».
Для сравнения даем пары слов:

  • муха и бабочка,
  • дом и избушка,
  • стол и стулья,
  • книга и тетрадь,
  • вода и молоко,
  • топор и молоток,
  • пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?

Вариант 3: Сравнение предметов.
Игра «На кого похож?» (вербально). На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?
По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д. 


10. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ

  • Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в жарких странах.
  • Из набора карточек выбрать то, что можно есть (съедобное); что сделано человеком; те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.
  • Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.
  • Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие.
  • Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.
  • Из всех пуговиц выбрать только круглые.
  • Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).


 11. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗНАКОМЫМ ПРИЗНАКАМ

Учим ребенка вести классификацию по признакам, которые не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

  • выбрать предметы, которые тонут; 
  • выбрать предметы, которые не тонут;
  • выбрать предметы, которые могут разбиться и т.д.

 

12. ИГРА

Приготовить 15 различных предметов.
Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Предложите ребенку отобрать:

  • металлические предметы,
  • съедобные,
  • тяжелые,
  • мягкие,
  • белые,
  • круглые,
  • длинные,
  • деревянные,
  • маленькие,
  • прямоугольные,
  • которые можно повесить за нитку.


13. КЛАССИФИКАЦИЯ В БЫТУ

Вариант 1: разобрать покупки (рассортировать);

  • что нужно положить в холодильник?
  • что нужно положить в морозилку?
  • что положить на полочку в ванной?
  • куда положить стиральный порошок?
  • куда крупу?

Вариант 2: рассортировать белье для стирки на белое и цветное.


14. ИГРАЕМ В СЛОВА

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).


15. КЛССИФИКАЦИЯ ГЕОМЕРИЧЕСКИХ ФИГУР

Классифицирует предметы по цвету, форме, величине.


16. ИЩЕМ ПРЕДМЕТЫ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЦВЕТА

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.


17. БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ

Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.


18. ФОРМА 

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.


19. ОБОБЩЕНИЕ - ИСКЛЮЧЕНИЕ

Наборы слов:

  • Стол, стул, кровать, чайник.
  • Лошадь, собака, кошка, щука.
  • Елка, береза, дуб, земляника.
  • Огурец, репа, морковь, заяц.
  • Блокнот, газета, тетрадь, портфель.
  • Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
  • Волк, лиса, медведь, кошка.
  • Фиалка, ромашка, морковь, василек.
  • Кукла, машина, скакалка, книга.
  • Поезд, самолет, самокат, пароход.
  • Воробей, орел, оса, ласточка.
  • Лыжи, коньки, лодка, санки. 
  • Стул, молоток, рубанок, пила.
  • Снег, мороз, жара, лед.
  • Вишня, виноград, картофель, слива.
  • Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
  • Река, лес, асфальт, поле.
  • Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.
  • Парта, доска, учебник, ежик.
  • Змея, улитка, бабочка, черепаха.
  • Краски, кисти, чайник, полотно.
  • Шляпа, крыша, дверь, окно.
  • Молоко, чай, лимонад, хлеб.
  • Нога, рука, голова, ботинок.
  • Храбрый, злой, смелый, отважный.
  • Яблоко, слива, огурец, груша.
  • Молоко, творог, сметана, хлеб.
  • Час, минута, лето, секунда.
  • Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  • Платье, свитер, шапка, рубашка.
  • Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
  • Сосна, береза, дуб, земляника.
  • Книга, телевизор, радио, магнитофон.


20. НУЖНО – НЕ НУЖНО

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет».

Засадив огород, садите сад.


21. ОВОЩИ - ФРУКТЫ

Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.


22. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

  • суп, каша, гуляш, кисель,
  • лошадь, корова, овца, свинья,
  • курица, гусь, утка, индейка,
  • волк, лиса, медведь, заяц,
  • капуста, картофель, лук, свекла,
  • туфли, сапоги, кроссовки, босоножки,
  • шапка, кепка, тюбетейка, берет,
  • липа, береза, ель, сосна,
  • зеленый, синий, красный, желтый,
  • шар, куб, ромб, квадрат,
  • телевизор, утюг, пылесос, холодильник,
  • автомобиль, трактор, трамвай, автобус.


23. ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ

Игра с мячом: если ведущий называет «живое» - все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие-домашние животные и т.д.).


24. ОТВЕЧАЙ ОДНИМ СЛОВОМ

Яблоня, дуб, каштан - это (деревья)

Окунь, щука, карась - это (рыбы и т.д.)


25. НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА

  • Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).
  • Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»


26. ПОЕЗД

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными.

Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои, и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.


27. НАЗОВИ СЛОВА

Благодаря этой игре развивается гибкость мышления.

Назови слова, обозначающие:

  • Деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...),
  • Зверей,
  • Домашних животных,
  • Наземный транспорт,
  • Воздушный транспорт,
  • Водный транспорт,
  • Фрукты,
  • Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)


28. АНАЛИЗ - СИНТЕЗ

Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки.

«Ну - ка, отгадай»
Материал: карточки с изображением различных предметов.
Вариант 1: Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.
Вопросы:
Из этого предмета можно пить? Нет. 
У него есть ручки - ножки? Нет.
На нем можно плавать по морю? Нет.
На нем можно ездить? Да.
Он ездит по рельсам? Да.
Это паровоз? Да.
Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.
Вариант 2: То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».
Вариант 3: Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».
Вариант 4: Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию» Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».

«Найди предметы»
Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.
«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».

«Найди общие признаки у предметов»
«Рыбка и лодочка - плавают».

«Узнай по описанию, что это?»
«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)

«Загадки»
«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».

«Описание предмета»
Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.
Отгадать, что это за дерево.


29. ЗАТРУДНЕННЫЕ СИТУАЦИИ

Учим ребенка принимать решения и планировать.

  • Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
  • В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?
  • Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?


30. ПОДБОР СЛОВ ПО АНАЛОГИИ

  • корова – теленок, курица – цыпленок, кошка – котенок
  • ночь – луна, день – солнце
  • снег – лыжи, лед – коньки
  • начало – конец, день – ночь
  • морковь – огород, яблоко – сад
  • футбол – мяч, хоккей – шайба
  • заяц – кролик, рысь – кошка
  • пароход – море, самолет – небо
  • зима – холодно, лето – тепло, жарко
  • лошадь – скачет, заяц – прыгает


31. УГАДЫВАЕМ И ДОДУМЫВАЕМ

Учим ребенка угадывать и додумывать на основе уже имеющихся данных.

  • Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?
  • Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?
  • Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?


32. АНАЛИЗИРУЕМ

  • Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех. (Вася)
  • Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого
    самые светлые волосы? (Коля)
  • Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша)
  • Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)

Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:

  • Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?
  • Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?
  • Костя выше Пети. Кто ниже?
  • Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?
  • Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя)
  • Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)
  • Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок)


33. КРИТИЧНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

  • Папа ушел на работу.
  • Поезд летит по небу. 
  • Кошка хочет есть.
  • Человек вьет гнездо.
  • Почтальон принес письмо.
  • Зайчик пошел в школу.
  • Яблоко соленое.
  • Бегемот залез на дерево.
  • Шапочка резиновая.
  • Дом пошел гулять.
  • Туфли стеклянные
  • На березе выросли шишки.
  • Волк бродит по лесу.
  • Волк сидит на дереве.
  • В кастрюле варится чашка.


34. ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЙ

«Закончи предложение» 

  • Лимоны кислые, а сахар... 
  • Собака лает, а кошка...
  • Ночью темно, а днем...
  • Трава зеленая, а небо...
  • Зимой холодно, а летом...
  • Ты ешь ртом, а слушаешь...
  • Утром мы завтракаем, а днем...
  • Птица летает, а змея...
  • Лодка плывет, а машина...
  • Ты смотришь глазами, а дышишь...
  • У человека две ноги, а у собаки...
  • Птицы живут в гнездах, а люди...
  • Зимой идет снег, а осенью...
  • Из шерсти вяжут, а из ткани...
  • Балерина танцует, а пианист...
  • Дрова пилят, а гвозди...
  • Певец поет, а строитель...
  • Композитор сочиняет музыку, а музыкант...


35. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ

Вариант 1: «Кто кем (чем) будет?»
яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.

Вариант 2: «Кем (чем) был раньше?»

  • цыпленок – яйцом,
  • лошадь – жеребенком,
  • корова – теленком,
  • дуб – желудем,
  • рыба – икринкой,
  • яблоня – семечком,
  • лягушка – головастиком,
  • бабочка – гусеницей,
  • хлеб – мукой,
  • птица – птенцом,
  • овца – ягненком,
  • шкаф – доской,
  • велосипед – железом,
  • рубашка – тканью,
  • ботинки – кожей,
  • дом – кирпичом,
  • сильный – слабый,
  • мастер – ученик,
  • листок – почкой,
  • собака – щенок.


Автор - Анна Никонова

 

Чтобы оставлять комментарии, используя стандартную форму, необходимо войти или зарегистрироваться.
Так же вы можете оставить комментарий используя форму "Вконтакте"
Закрыть комментарии
Похожие статьи
В статье Вы найдете перечень интересных и развивающих занятий, которыми можно порадовать весной: помощь птицам в постройке гнезда, сбор березового сока, обустройство огорода на окне, проращивание молодых веточек, посадка дерева и других растений и т.д.
Просмотры: 832
Для дальнейшего успешного обучения ребенка очень важно с самого раннего возраста начать развивать его слуховую память. Предложенные в статье упражнения можно начать практиковать, как только малыш научится разговаривать
Просмотры: 899
Для развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка очень полезно заниматься с ним лепкой и рисованием. Из статьи Вы узнаете о том, как самостоятельно приготовить материалы для творческих занятий: тесто для лепки, краски, лунный песок и т.д.
Просмотры: 928
Еще статьи
Другие категории раздела «Воспитание детей»
Самые популярные статьи категории «Воспитание детей»
С помощью предложенных в нашей статье слов и фраз Вы можете каждый день поддерживать и вдохновлять Вашего ребенка. В результате этого очень скоро Вы увидите, насколько Ваши отношения с ним станут ближе, теплее и доверительнее
Просмотры: 2136
Каждому из нас важно услышать от тех, кто нам дорог, что они ценят нас и наши поступки. Всем, особенно детям, важно слышать слова поддержки и поощрения. Введите эти слова в свой лексикон и используйте их в общее с Вашими детьми.
Просмотры: 2678
Правильно сформулированные вопросы к ребенку стимулируют его описывать свои чувства и оценивать поступки. А родители в процессе такого общения лучше узнают и понимают своего малыша. Искренний разговор полезен обоим. Предлагаем список из 50 вопросов
Просмотры: 2240
Еще статьи
Вход и регистрация
Популярные рецепты
реклама