1. ОПИСЫВАЕМ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Описать любой предмет или игрушку.
Вопросы: Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.
Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.
Например: «яблоко». Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.
2. ИЗУЧАЕМ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).
3. КТО ЛЕТАЕТ?
Цель: выделить существенные признаки предметов.
Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.
4. СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ
Игра с мячом.
Взрослый называет предметы, например: яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д.
Если названный предмет съедобный, то ребенок должен поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не надо ловить.
5. ЗАГАДКИ
Например:
6. СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ
Цель: перечислить как можно больше способов применения предмета.
Пример: «Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?» (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).
7. ИЩЕМ ОДИНАКОВЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Задания:
8. ИЩЕМ РАЗЛИЧНЫЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.
9. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Вариант 1: Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия.
Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).
Вариант 2: «Сравнение слов».
Для сравнения даем пары слов:
Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?
Вариант 3: Сравнение предметов.
Игра «На кого похож?» (вербально). На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?
По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д.
10. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ
11. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЗНАКОМЫМ ПРИЗНАКАМ
Учим ребенка вести классификацию по признакам, которые не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.
12. ИГРА
Приготовить 15 различных предметов.
Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.
Предложите ребенку отобрать:
13. КЛАССИФИКАЦИЯ В БЫТУ
Вариант 1: разобрать покупки (рассортировать);
Вариант 2: рассортировать белье для стирки на белое и цветное.
14. ИГРАЕМ В СЛОВА
«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).
15. КЛССИФИКАЦИЯ ГЕОМЕРИЧЕСКИХ ФИГУР
Классифицирует предметы по цвету, форме, величине.
16. ИЩЕМ ПРЕДМЕТЫ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЦВЕТА
У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.
17. БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ
Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.
18. ФОРМА
Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.
19. ОБОБЩЕНИЕ - ИСКЛЮЧЕНИЕ
Наборы слов:
20. НУЖНО – НЕ НУЖНО
«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет».
Засадив огород, садите сад.
21. ОВОЩИ - ФРУКТЫ
Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.
22. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:
23. ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ
Игра с мячом: если ведущий называет «живое» - все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие-домашние животные и т.д.).
24. ОТВЕЧАЙ ОДНИМ СЛОВОМ
Яблоня, дуб, каштан - это (деревья)
Окунь, щука, карась - это (рыбы и т.д.)
25. НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА
26. ПОЕЗД
Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными.
Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои, и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.
27. НАЗОВИ СЛОВА
Благодаря этой игре развивается гибкость мышления.
Назови слова, обозначающие:
28. АНАЛИЗ - СИНТЕЗ
Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки.
«Ну - ка, отгадай»
Материал: карточки с изображением различных предметов.
Вариант 1: Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.
Вопросы:
Из этого предмета можно пить? Нет.
У него есть ручки - ножки? Нет.
На нем можно плавать по морю? Нет.
На нем можно ездить? Да.
Он ездит по рельсам? Да.
Это паровоз? Да.
Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.
Вариант 2: То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».
Вариант 3: Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».
Вариант 4: Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию» Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».
«Найди предметы»
Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.
«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».
«Найди общие признаки у предметов»
«Рыбка и лодочка - плавают».
«Узнай по описанию, что это?»
«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)
«Загадки»
«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».
«Описание предмета»
Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.
Отгадать, что это за дерево.
29. ЗАТРУДНЕННЫЕ СИТУАЦИИ
Учим ребенка принимать решения и планировать.
30. ПОДБОР СЛОВ ПО АНАЛОГИИ
31. УГАДЫВАЕМ И ДОДУМЫВАЕМ
Учим ребенка угадывать и додумывать на основе уже имеющихся данных.
32. АНАЛИЗИРУЕМ
Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:
33. КРИТИЧНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
34. ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЙ
«Закончи предложение»
35. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ
Вариант 1: «Кто кем (чем) будет?»
яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.
Вариант 2: «Кем (чем) был раньше?»
Автор - Анна Никонова
|
Вам понравилась статья? Тогда подпишитесь на обновления, чтобы не пропускать свежие материалы и сразу же их получать на электронную почту! |