Обучая ребенка убирать за собой игрушки и помогать поддерживать чистоту в доме, очень важно не забывать о главном – любая работа должна приносить радость и удовольствие. Новизна от освоения веника или изготовления пены из «Фейри» быстро проходит, и ребенок остается наедине с каждодневной рутиной. Сколько пройдет времени, пока под понуканием родительских «должен» и «обязан» разовьется сила воли и выработаются полезные привычки? И выработаются ли они вообще или на всю жизнь останется ненависть к домашней работе, отношение к мытью посуды или влажной уборке как к наказанию?
Как же заинтересовать и увлечь ребенка уборкой?
1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Для маленького ребенка нет лучшего способа, чем игра. Можно представлять себя бульдозером, сгребающим мусор или развозить кукол по домам на такси. Можно «клевать» крупинки мозаики, разбросанные на ковре. Или изображать робота-сортировщика.
Можно практиковать специальную уборочную игру, в которой силы чистоты борются с мусорными монстрами. Возможно такая игра будет длиться часами и с точки рения уборки будет не слишком эффективной, так как побежденные и загнанные в контейнеры монстры будут освобождаться и идти в контратаку. Но зато играть ребенок будет очень увлеченно и каждый день.
Не меньше поводов для игр за пределами детской. Например, пылесос можно сравнить с существом, требующим еды. А ботинки – с лошадками, которых нужно отмывать от грязи и натирать щеткой.
2. ИЗОБРЕТЕНИЯ
Еще один способ разбудить интерес – выдумывать полезные изобретения для уборки. Предложите вашему ребенку придумать и смастерить из подручных материалов разные тачки и кузовки для переноски вещей. Вероятно, не все его идеи обеспечат скорость и качество, но таким образом у ребенка выработается очень полезная привычка к оптимизации труда.
3. АЗАРТНЫЕ ИГРЫ
Поиграйте с ребенком в игру «Угадайка». Ее правила просты – родители занимаются своими делами, а ребенок бежит в детскую, расставляет по местам несколько игрушек одного типа и потом сообщает, сколько вещей он убрал. Родители с трех попыток стараются узнать, что это было: «Лего? Карандаши? Солдатики?» Если не угадали – ребенок получает столько очков, сколько убрал игрушек, и бежит расставлять по местам новую порцию.
4. ВРЕМЯ УБОРКИ
Многим детям трудно оставаться с беспорядком один на один. Именно поэтому они охотнее помогают мыть полы и посуду, лишь бы не возвращаться к разбросанным игрушкам. Но поскольку игрушки убирать тоже нужно, приходится выдумывать что-то интересное.
Попробуйте способ «Объявления». Например, объявите «время мусора», и пусть ребенок несколько минут собирает обрезки бумаги. Потом объявите «время лего», и ребенок пусть складывает детали в контейнер. И так далее: «время канцелярии», «время мягких игрушек», «время посторонних предметов».
Чтобы мама меньше отвлекалась от своих дел на объявления, можно усовершенствовать эту игру, добавив в нее два кубика. Вырежьте из плотной бумаги 12 квадратов, которые по размерам немного меньше размера стороны кубика. Нарисуйте на 6 квадратах цифры от 1 до 6. На оставшихся 6 квадратах напишите названия категорий предметов, которые следует убрать. Ребенок бросает оба кубики и убирает выпавшее количество предметов выпавшей категории.
5. МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
Для домашних дел можно использовать «Карточки миссий». На одной стороне каждой карточке укажите какую-нибудь миссию (повторяющееся дело), а на другой стороне - очки за выполнение. Например:
- вымыть 20 тарелок,
- 5 раз убрать постель,
- 3 раза вычистить раковину и т.д.
Одновременно ребенок получает 3 миссии. Полностью выполненная миссия заменяется новой. Дополнительно подготовьте перечень призов, которые может получить ребенок в зависимости от того, сколько очков он заработал, выполнив свои миссии. Ребенок сам должен выбрать призы (по аналогии с тем, как выбирают призы победители игры «Поле чудес»).
6. КВЕСТ
Обычный родительский ультиматум «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест. Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.
7. ПРАВИЛА
В младшем школьном возрасте дети начинают бороться за равенство в семье и придумывать правила для всех. И их вполне можно поддержать. Например, договориться, что каждый, кто кладет тарелку или ложку в пустую раковину, обязан их помыть. Или решить, что перед завтраком каждый в семье 15 минут занимается уборкой квартиры. Генеральной уборкой тоже лучше заниматься всем вместе.
8. СЕМЕЙНЫЕ СОЕВНОВАНИЯ
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.
9. НАГРАДЫ
Здесь хочется сказать подробнее о наградах. Во многих играх ребенок зарабатывает очки. Но что с ними делать потом? Прежде всего, удачная игра будет интересна и без призов. Поэтому приз может быть какой-то приятной мелочью – конфетой, наклейкой. Можно копить очки на что-то нематериальное, например, на поход в зоопарк. Можно тратить на мультфильмы и компьютерные игры. Можно использовать как премию к выдаваемым карманным деньгам. Но самым честным и логичным кажется обмен очков на совместную с родителями игру, чтение, поездку. Ведь ребенок-помощник действительно экономит родительское время. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.
Что дальше?
Многие родители опасаются, что если ребенку один раз предложить такую забавную игру, он потом не станет убираться обычным способом и придется все время что-то придумывать. На самом деле, на эту ситуацию нужно посмотреть с другой точки зрения. Ведь ребенок в процессе таких игр учится считать, практикуется в чтении, развивает фантазию и тренировал логику. При этом он начинает получать удовольствие от хорошо, качественно выполненного дела, радоваться превращению «ужасного в прекрасное».
А сколько радости, творческого вдохновения и семейного единения принесут вам выдумывание каждой новой игры! Ведь ребенок быстро учится помогать идеями и вносить дополнения, а потом и самостоятельно превращать любые дела в интересные. Так что обязательно попробуйте предложенные подходы. Ваш ребенок в результате приобретет много полезных навыков, да и со временем многие дела станут для него привычками и уже не будут требовать специальной мотивации.
|
Вам понравилась статья? Тогда подпишитесь на обновления, чтобы не пропускать свежие материалы и сразу же их получать на электронную почту! |