Познаем мир вместе
КАТАЛОГ БРЕНДОВ ОДЕЖДЫ ИЗ БЕЛАРУСИ
новые СТАТЬИ сайта

Как научить ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться

Ошибок, которые совершают взрослые в вопросе привития ребенку навыка самостоятельного одевания, пожалуй, гораздо больше, чем в чем-либо другом! Это даже удивительно! Иногда складывается впечатление, что взрослые специально запутывают детей и усложняют им попытки самостоятельного одевания...

Но обо всем по порядку.

Первейшая ошибка, которая просто убивает самостоятельное одевание, – это привычка взрослых одевать ребенка, как младенца!
Сколько раз мне приходилось видеть, когда 2-летний ребенок лежит на спинке, распластавшись на диване, а мама натягивает на него одежду! Когда этот этап в жизни ребенка, наконец, проходит, ребенка одевают, стоя на коленке на полу – ребенок стоит лицом к маме.
Но это всё неудобно и неправильно! Ребёнок при таком одевании – лишь объект воздействия! Пассивный!

Одевать ребенка буквально с первых месяцев нужно у себя на коленях - сидя (ребенок спиной к маме)! Это и удобнее - не надо нагибаться. А, кроме того, когда одеваешь ребенка, повернутого не к себя, а от себя, выполняешь более естественные движения! Делаешь все автоматически! Застежки застегиваются в три раза быстрее, чем когда застегиваешь их не "на себе", а напротив.
Когда ребенок совсем крошечный, и еще не сидит, его одевают, полулежа - его спина на нашей груди.
Как только ребенок может сидеть, то сразу одеваем сидя на коленях.
Если ребенок уже умеет стоять, то мы его одеваем в таком положении: мама сидит коленки в стороны, между коленками на полу стоит малыш.
Постепенно, когда малыш станет выше, одевать его будет удобнее стоя – мама стоит и ребенок стоит – спиной к маме.

Одевая ребенка с самого начала именно таким образом, мы действуем (выполняем движения) ЕГО руками и ногами, как действовали бы СВОИМИ руками и ногами в процессе одевания! То есть, мы не просто одеваем его! Мы учим, как это делается! Тело запоминает нужные движения!
Если мы при этом всё время приговариваем, описываем процесс, то ребенок еще и запоминает, что как называется и потом ему легче одеваться самостоятельно – сначала с вашей помощью, потом, следуя указания, потом сам.
Приговаривать надо примерно так: «Наденем кофточку! Вот правый рукав – давай правую ручку! Тут-ту, поезд поехал по рукаву – тоннелю! А где вторая ручка? Это тоже поезд! А вот и второй тоннель! Руки в рукава, кофту натянули! Застегнули на молнию! Ап – вверх и готово! А теперь штаны к нам прибежали! Ножку сюда! Вторую ножку сюда!» и так далее. Можно с прибаутками, можно просто, поясняя, что вы делаете.

Постепенно ребенок начнет вам помогать! Да еще и придумывать новые прибаутки!
А постепенно часть действий вы и вовсе на него переложите! Вам останутся только сложные застежки, да тугая обувь.

Второе необходимое условия нормального освоение одежды – ОДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ! Не просто удобной, а удобной для одевания!
Скажите, какой ребенок в состоянии застегивать кучу пуговиц, завязывать шнурки, подтягивать неудобные рукава, поправлять съезжающие на бок кофты и так далее…. А эти жуткие штаны на бретельках! Пока поймаешь бретельку, свихнешь руку!
Это всё придумали взрослые! Чтобы испортить детям жизнь!
Одежда должна быть предельно приспособлена под ребенка! Штанишки на резинках (желательно вообще без застежек), футболки со свободными горловинами (а то пока голову всунешь!). Все застежки – на липучках, в крайнем случае, на кнопках!
Всё это, конечно, до поры до времени. Ребенок подрастет и в этом отпадет необходимость. Можно будет выбирать одежду по другому принципу. Ну а малышу – только парадно-выходная одежда на выход имеет право быть трудной в самостоятельном одевании!

Третье условие раннего самостоятельного одевания – это свободный доступ к небольшой части одежды ребенка. Пусть где-то в комнате ребенка в свободном доступе стоит ящик с домашней одеждой и просто одеждой для тренировки. Это могут быть: две-три пары трусиков, пара футболок, брючки, свитер, юбка (для девочки, естественно), пара не слишком теплых шапок, носки чуть больше нужного размера.
Можно не усложнять специальными ящиками, а просто переложить вещи ребенка в доступное для него место. Правда, надо понимать, что он их будет нещадно растаскивать по всему дому.
Но это временно и с большой пользой!
Главное, что ребенок будет пробовать еще и еще раз одеваться! Напяливать штаны на голову и футболку на ноги – но ведь это и есть настоящее познание мира!

Еще одна интересная особенность!
Родители учат своих детей всему, чему угодно, только не умению одеваться и раздеваться! Причем, надо многократно прорабатывать каждую вещь!

Покажите ребенку, как снимать трусики. Для этого пальчиками нужно с двух сторон зацепить за краешек (и показываете руками ребенка), потянуть вниз, потом сесть и снять сначала с одной ножки, потом с другой.
А так нужно надевать трусики – надо сесть на диван или на пол, можно на стульчик, расправить трусики, взять их ручками с двух сторон за резинку и по очереди продеть ножки в дырочки – каждая ножка в свою норку! А не две ножки в одну! Им будет тесно в одной!
Учим снимать колготки, носки, футболки, кофты, брюки – последовательно, многократно.
Так же – одевать всё это.
Обувью пользоваться самостоятельно – сандалии, кроссовки, туфли, широкие сапоги, шлепки. Желательно с удобными застежками, чтобы расстегивалось широко (чтоб ножка входила плавно) и застегивалось без усилий.

Чтобы ребенок мог одеваться сам, ему НЕ НАДО помогать, когда он уже чему-то научился.
Чтобы ребенок мог одеваться сам, он должен научиться надевать каждую вещь в отдельности. Но когда это происходит, ребенок достаточно мал и пока еще не обязан помнить, в какой последовательности вещи надеваются.
Для усвоение сложного многоступенчатого навыка, каким является самостоятельное одевание, мы разбиваем его на части. Итак, научили надевать вещи. А теперь составим схемку одевания.
Можно нарисовать пиктограммы, изображающие разные виды одежды (трусы, футболка, брюки и т.д.) и выкладывать их на полу или на столе в нужном порядке. Ребенок, одеваясь, будет откладывать в сторону уже пройденные пиктограммы.
Можно просто разложить одежду на полу дорожкой – в последовательности одевания. Надел, прошел дальше, надел, дальше и т.д.

А чтобы сделать его еще и быстрым, можно придумать кучу игр или соревнований (хотя бы с самим собой)! Начиная от песочных часов, кончая играми в капитанов и волшебников, которые спешат в полет или поход.

Автор - Лена Данилова

 

Чтобы оставлять комментарии, используя стандартную форму, необходимо войти или зарегистрироваться.
Так же вы можете оставить комментарий используя форму "Вконтакте"
Закрыть комментарии
Похожие статьи
Второй год жизни — это сенситивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка
Просмотры: 1603
Начинать заниматься с малышом можно с двухмесячного возраста. Поглаживания, похлопывания и разминание и другие упражнения для пальчиков активизируют нервные окончания на ладошке - это стимулирует работу речевого центра. Подробнее об этом читайте в статье
Просмотры: 1530
Если творческие способности остаются невостребованными, то с годами накапливается эмоциональная подавленность. Рисование помогает высвободить накопившуюся творческую энергию, выразить свое «Я». Из статьи Вы узнаете о том, как рисовать с малышом
Просмотры: 1993
Еще статьи
Другие категории раздела «Воспитание детей»
Самые популярные статьи категории «Воспитание детей»
Правильно сформулированные вопросы к ребенку стимулируют его описывать свои чувства и оценивать поступки. А родители в процессе такого общения лучше узнают и понимают своего малыша. Искренний разговор полезен обоим. Предлагаем список из 50 вопросов
Просмотры: 5935
Для формирования правильного звукопроизношения логопеды рекомендуют родителям разучивать с детками специальные стишки. Большинство из них короткие, поэтому будут легко запоминаться и помогут ребенку научиться правильно произносить основные звуки
Просмотры: 7837
Многие родители любят устраивать детские праздники. Всегда встает вопрос: чем развлечь детей. Предлагаем Вам интересные вопросы, которые можно использовать при организации разнообразных конкурсов. Они обязательно понравятся и детям и взрослым
Просмотры: 12594
Еще статьи
новые РЕЦЕПТЫ сайта