Поговорим о различных периодах становления детей от рождения лет до школьного возраста.
Греческое слово «кризис» имеет несколько значений: решение, разделение, раздвоение, сужение, выбор и испытание.
Аналогично в китайском языке есть иероглиф, одновременно обозначающий опасность или шанс.
В медицине слово «кризис» связано с решающим этапом развития болезни: либо человек пойдет вперед и выздоровеет; либо назад, и болезнь не отступит.
Многие авторы, рассматривающие сущность такого явления как кризис сходятся в том, что кризис – это возможность развития, отправная точка последующего прогресса. С этой позиции мы и будем подходить к рассмотрению темы.
Кризисы очень важны и нужны человеку. Они занимают обособленное и важное место в вопросах воспитания детей и их развития. Они сопровождают нас всю нашу жизнь.
Многие ошибочно считают, что они свойственны только детям. Но человек на протяжении всей своей жизни испытывает еще массу различных кризисов, связанных с рождением детей, замужеством и женитьбой, с профессиональной деятельностью. Взрослые испытывают кризисы, обусловленные средним возрастом, климаксом и наступлением старости. Кстати, смерть тоже относится к кризисам.
Выделяют следующие детские кризисы:
РОЖДЕНИЕ
Для многих это станет находкой и удивлением, но рождение тоже считается кризисом, распространяющийся на всех участников:
Послеродовой кризис очень важный, и на него обязательно нужно обратить тщательное внимание. Это та грань, после которой у нас все начинается по-другому.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА
Время, когда детки совсем еще маленькие, когда им от нуля до двух лет, очень запоминающееся для всех окружающих, но только не для самих детей. Все, что с ними происходит, записывается в бессознательную память, и, как правило, они не помнят события, случающиеся до двухлетнего возраста.
И, тем не менее, для родителей первые полгода, пожалуй, самое счастливое время, когда ребенок почти не доставляет никаких хлопот, когда нет никаких проблем. Именно в этот период происходят самые яркие и запоминающиеся моменты: первая беззубая улыбка, на которой много всего написано; первые эмоции, комплекс оживления.
Многие малыши уже в два-три месяца начинают различать своих и чужих, когда они уже предпочитают одних людей и стараются избегать других. Получается, что маленькие детки уже видят разницу между людьми.
В шесть-семь месяцев мы начинаем замечать различные оттенки детского плача, в то время как в первые месяцы жизни он всегда был одинаков. Появляются первые сложности: родителей начинает волновать сон, режим, приучение к горшку и прочие пункты.
В этом возрасте ребенок очень благодушно относится ко всем окружающим, что является отличительной чертой данного периода. Этот человечек добродушен и любит всех или почти всех; возможно, кого-то он уже немного невзлюбил. Но, тем не менее, такие детки пока особо не отличают хорошее от плохого. Они добры и открыты для всех.
На что следует обратить внимание родителям? Самое главное, что мы должны дать ребенку, – это терпение и ласку. К сожалению, порой этих вещей очень не хватает и мамам, и бабушкам.
С года до двух в сторону ребенка начинаются требования, сравнения. В лексиконе взрослых появляются слова: «должен», «должна», «тебе надо». Не нужно употреблять их в этом возрасте. Ограничьте детей до двух лет от своих воспитательных средств. Многие родители начинают не справляться, и тогда случаются первые шлепки.
Нужно понимать, что для такого малыша наказанием является само отношение к нему родителя. То есть одобрения и наказания для таких маленьких детей заключаются далеко не в наших словах и действиях, а в отношении и эмоциональной окраске, с помощью которой мы доносим до них наше сообщение. Дети очень чутко и четко идентифицируют эмоциональный тон взрослого.
В это время самым большим наказанием для ребенка является то, о чем мы часто не подозреваем, – это лишение радости, которую доставляет ребенку, казалось бы, банальная родительская улыбка. Сюда же относится ограничение объятий, поцелуев и внимания.
До годика ребенок полностью мамин. Ему очень важны ласка, нежность и объятия. Обязательно помните и заостряйте на этом внимание.
Однажды ко мне обратились с вопросом: «Ребенку 3,5 месяца. Он не хочет лежать сам, а хочет все время находиться с мамой. Это нормально?» Естественно! Ведь в это время младенец еще не отделяет себя от мамы: он и мама – одно целое. Поэтому во многих странах женщины носят ребенка на себе при помощи слинг и прочих приспособлений. Они так поступают для того, чтобы ребенок постоянно чувствовал и слышал мамино дыхание. Такая потребность до года – это норма.
Если же такая зависимость продолжается после годовалого порога, то это уже не совсем нормально. Когда ребенок начинает ходить, ему приходит понимание, что он может отрываться от мамы и познавать мир. С каждым шагом и с каждым разом он все дальше и дальше уходит от нее и познает границы дозволенного.
Не требуйте ничего от своих детей. Не требуется выполнения ваших приказов. Просто любите их! Это будет единственная рекомендация на это время.
Обычно кризис этого возраста в психологии называют «кризисом одного года». Это переходный период между младенчеством и ранним детством. «Один год» - условное название, так как раннее детство начинается после двух. Поэтому не следует подгонять своего ребенка именно под эти возрастные рамки. У кого-то этот кризис может начаться в 8 месяцев, у кого-то – в 1 год и 4 месяца. Аналогично тому, как все дети начинают ходить в возрастах, отличающихся несколькими месяцами. Все созревают по-разному, следовательно, ошибочно придерживаться определенных рамок.
В этот период ребенок начинает говорить. У него вырабатывается воля, и он может очень сильно реагировать, если что-то происходит не по его сценарию.
Малыш делает первые попытки сопоставлять себя с другими людьми, учится слушать взрослых и договариваться с ними.
В этом возрасте часты истерики и капризы. Не забывайте о спокойном, терпеливом и ласковом отношении к ребенку. Дарите ему внимание, объятия и поцелуи.
Если иметь четкое знание того, что рассматриваемый кризис должен наступить, и если подойти к нему правильно, рассматривая его с точки зрения развития, то это позволит нам заранее предвидеть его наступление и относиться к ребенку с пониманием и спокойствием.
Важно понимать, что сейчас происходит с ребенком и почему, и что рано или поздно он этот период перерастет. Все перечисленные трудности непременно пройдут, ведь все они временные.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Три года – это относительная, средняя величина. У всех деток кризис приходит плюс/минус в разном возрасте. Примерный интервал раннего детства – 2-4 года.
Этому периоду свойственно то, что ребенок уже хорошо ходит, понимает, что он – не мама, что он с ней не единое целое.
В этот момент в семье традиционно вводятся наказания. Как правило, родители считают это должным. Но они совершенно не нужны, если вы грамотно выстроите свои отношения, если вы действительно научитесь любить своего ребенка и договариваться с ним. Поверьте, в этом случае вам не понадобятся ни дисциплина, ни наказания. Нужны будут только правила.
Что в этом возрасте происходит у ребенка в голове? Обычно он понимает, что может что-то делать: ходить, бегать, играть, кричать и так далее. И все это ОН! Ребенок начинает хотеть делать все это самостоятельно. Но не тут-то было! Он тут же встречает ограничения. Ребенок сталкивается с тем, что его «могу» пересекается с вашим «нельзя».
Ребенок может бегать, но нельзя, потому что спит мама, папа или соседи снизу. Хочет кричать, а нельзя, потому что кругом люди. Ребенок встает против ограничений, что и стимулирует появление кризиса трех лет: «Я сам! Я хочу! Я могу!». В этих понятиях заключается становление личности ребенка.
Если ребенок не пройдет этот кризис, в его личности не будет стержня. Это очень важно!
В это время начинают ослабевать узы с мамой. Ребенок понимает, что он и мама – два разных человека. Он проявляет свою самостоятельность, и родители, конечно, должны ему давать это делать.
Если вы блокируете проявления самостоятельности и разумных желаний ребенка, он начинает противостоять вам и высказывать свое мнение. И складывается ощущение, что ребенок специально все делает наперекор.
У многих детей в этом возрасте возникают властные черты характера. Им очень хочется, что все вокруг делали именно то, что хочется им. Нужно понимать, что это нормальное течение их психологической зрелости и психологического становления. Это просто то время, которое нужно пережить.
И в данный период как раз пора вводить зоны, о которых мы говорили выше. Они должны быть у вас и до двух лет, и после четырех, но возраст с двух до четырех наиболее для этого подходящий. Но! Как я и говорила, введение должно происходить доброжелательно, добродушно. Надо объяснять ребенку, что можно, а что нельзя. Но надо обязательно помнить, что это кризис, который пройдет.
КРИЗИС ПЯТИ-СЕМИ ЛЕТ
Ребенок растет, и его среднее детство приходится на возраст 5-7 лет.
Ключевые моменты, слова и мысли в сознании ребенка этого возраста таковы: ложь, школа, я/не я.
Во-первых, он понимает, что детство вот-вот закончится, он станет взрослым и пойдет в школу.
Во-вторых, к семи годам заканчивается формирование его личности. Ребенок четко понимает, что «это я, а это – не я». У него появляется внутренний диалог, и он сам себе задает вопросы такого характера: «почему я родился именно у этих родителей?», «почему это мои руки?», «почему я не тот мальчик/девочка?»
В-третьих, в это время родители, как правило, часто наталкиваются на детские обманы. В жизнь ребенка входит ложь. Дети начинают что-то недоговаривать или лгать.
Расскажу про один интересный тест, проведенный среди родителей. Опросили по сто родителей каждой возрастной детской категории. Получили такой результат:
Если ваш ребенок начинает обманывать, прежде всего, это говорит о том, что он нормально развивается. Но многие мамы и папы, не понимая, что это естественно, наказывают за вранье, ругают, шлепают, бьют и придумывают разные варианты страшилок типа «ты будешь лгуном, а значит, преступником». Пожалуйста, вспомните себя. Неужели вы сами никогда не обманывали и ничего не приукрашали?!
Конечно, если вранье входит в хроническую фазу, то с этим нужно бороться. Но сейчас мы говорим о том, что свойственно рассматриваемому нами возрасту. Поэтому в эпизодической лжи ребенка нет ничего страшного.
Также в это время у ребенка присутствует очень сильная связь с родителями. И если вы действительно хотите стать вашему ребенку другом на всю оставшуюся жизнь, то нужно в период с пяти до семи лет как можно сильнее упрочить ваши связи. Потому что после семи лет идет разрыв эмоциональных и всяческих других нитей с родителями.
В принципе, в семь лет человек уже не ребенок. Это взрослый, имеющий уже сформированную личность, свое мнение, самооценку, которая дальше, безусловно, будет меняться. Есть такое выражение: «Если у вас нет детей до семи лет, то у вас нет детей». После семи лет с детьми надо общаться на взрослом языке, на равных.
Еще дети в этом возрасте проводят различные эксперименты со своим телом, подвергая его различным воздействиям. Вы такое замечали?
Они могут прикасаться языком к железу, особенно холодному; куда-нибудь засунуть палец, прищемить себе что-нибудь прищепкой и так далее.
Когда опрашивают взрослых, почти все они помнят, как в этом возрасте проводили на себе, что называется, опыты: много чего-нибудь ели или пили, жевали траву, чтобы посмотреть, что будет. Думаю, что каждый из вас вспомнит подобные примеры из своего детства.
Действительно, хочется проверить, как сработает тот или иной эксперимент. И это нормально!
Приводя пример из последнего, недавно мой ребенок проглотил железный шарик. Сначала он говорил, что это вышло случайно, но потом выяснилось, что он хотел посмотреть, что же после этого произойдет.
А вот примеры моих слушателей и подписчиков: засовывание железных спиц в розетки, поедание подорожника, лизание сосулек, запихивание в нос мозаичных деталей. Одним словом, море разнообразия.
Еще важный момент: в это время окончательно решается задача половой идентификации. Дети и в более раннем возрасте определяют свой пол, но именно сейчас этот вопрос железно закрепляется.
Это проскальзывает в таких заявлениях как: «Не буду одевать розовые колготы! Я же мальчик, а не девочка!» Дети уже четко понимают, кто есть кто: кто мальчик, а кто девочка.
Ребенок готовится к школе и не всегда в 6-7 лет он готов к ней. Готовность в школе заключается не только в возрастном компоненте, но и в других: физическая, мотивационная, психическая составляющие тоже играют важную роль.
Если вы сомневаетесь, что ваш ребенок недостаточно развит и пока еще не готов к обучению, лучше будет перед первым классом пройти специальное обследование. Потому что школа – это очередной кризис.
Многие родители отмечают, что если до 5-7 лет их ребенок был послушен и адекватен, то в предшкольный период происходит какое-то перерождение: ребенок начинает не слушаться. Но, опять же, вы должны знать, что это нормально, поскольку в этом проявляется кризис.
Это переломный момент, в который разрываются тесные связи с родителями, когда ребенок понимает, что кроме мамы и папы есть еще огромный мир. Дети начинают проявлять свою непосредственность и переживать свои эмоции уже осознанно. Они различают чувства и эмоции: радуюсь, злюсь, огорчаюсь.
Родителям обязательно нужно быть готовыми к каждому детскому кризису и понимать, что это возможность развития.
Ребенок развивается и переходит на следующий этап своей жизни. Нужно проявлять внимание, понимание и находить с ним общий язык. И, конечно же, рядом всегда должна быть любовь.
Автор – Анна Береснева
|
Вам понравилась статья? Тогда подпишитесь на обновления, чтобы не пропускать свежие материалы и сразу же их получать на электронную почту! |