Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Ребёнок в истерике: как вести себя родителям

 

На случай непредвиденной детской истерики родителям полезно заранее составить «План действий». Ведь когда она случится, спорить будет некогда и тактически неправильно. Такой план должен быть обсужден и согласован со всеми взрослыми, участвующими в воспитании ребенка, разумеется, в отсутствие самого малыша.

 


1. С ребенком случилась истерика?

Прежде всего, признайтесь себе, что это истерика. Да, она случилась. Но не потому, что вы плохая мать, а потому, что это такая точка роста вашего ребенка. Вспомните о вашем плане на этот случай.


2. По возможности оставьте ребенка в покое на некоторое время.

Да, возможно, вы опоздаете туда, куда должны были успеть, но другого способа, кроме как переждать, у вас нет. Ребенок в этот момент не слышит аргументов, на любые физические действия (как утешения, так и наказания) будет реагировать только ухудшением.


3. Разговаривать с ребенком в этот момент бесполезно.

Лучше попробуйте оценить, что могло спровоцировать такое поведение. Если ребенок находился в так называемой красной зоне, то есть был голодный, уставший, перевозбуждённый, постараетесь в следующий раз избежать подобной ситуации (сменить темп, ритм или снизить требования к нему в момент спешки или усталости). Если же истерика произошла на ровном месте, то есть в «зелёной̆ зоне», а ваши требования при здравом рассуждении оказались справедливыми, тогда проявите твердость.


4. Дождитесь, когда ребенок успокоится и снова будет готов вас услышать.

Вы пришли к выводу, что ваши требования вполне соответствуют возрасту и способностям ребенка, а его истерика – лишь способ отстоять свое право быть маленьким. Дождитесь, пока он успокоится. Теперь вы можете и пожалеть его, и сказать, что понимаете его реакцию. Объясните ему, почему он плачет, обсудите с ним все возможные причины такого настроения, скажите, что он расстроился из-за того-то и того-то (например, «Ты устал», «Тебе обидно, что мы не купили ту игрушку, которая тебе понравилась», «Ты расстроен из-за того, что мы ушли, не досмотрев мультфильм»).

5. Ни в коем случае не отменяете своего требования!

Тихо и ласково, но твердо и настойчиво повторите свою просьбу. Пусть последует вторая эмоциональная волна, переждите и ее. Но своего требования не отменяйте. Иначе вы закрепите подобную реакцию: стоит только поскандалить – и мама уступит.

6. Не стесняйтесь говорить ребенку о своих желаниях.

Например: «Подожди, мама сейчас не может поиграть с тобой, она готовит ужин», «Я не хочу быть волком, я уже была волком, давай теперь поменяемся ролями». Также обращайте внимание ребенка на состояние других взрослых: «Бабушка устала», «Ты обидел няню». К сожалению, умению различать чужие эмоции малыша нужно обучать как иностранному языку, ведь это умение от рождения не дается.

7. Если истерика застала вас в общественном месте.

Не старайтесь как можно быстрее ее «ликвидировать». Конечно, вам будет казаться (и не без основания), что все окружающие, особенно незнакомые люди, осуждают вас. В нашем обществе есть стереотип, что ребенок плакать не должен. Но это всего лишь стереотип. Извинитесь перед окружающими людьми за беспокойство: «Простите, он расстраивается. Вы не переживайте, сейчас все пройдет. Это бывает». И действуйте дальше по плану. Увидя ваше спокойствие и уверенность, «сочувствующие» разойдутся.

Успокоился? Вот и отлично. Нотаций не читаем, не ругаем. Гораздо продуктивнее использовать сообщение о своих чувствах: «Мне всегда очень стыдно, когда мой сын падает на пол в магазине и кричит».


«МИФЫ» О ДЕТСКИХ ИСТЕРИКАХ


1. «Плач травмирует психику ребенка».

Травмируют, скорее, раздражение и злость матери. Если вы спокойно и ласково отказали ребенку, если уверены, что поступаете в его интересах (а не просто торопитесь) и совершенно правильно, то обиды вы никакой не нанесли. Да, ему неприятно. Но ведь зубы тоже больно прорезываются.


2. «Действуя наперекор ребенку, мы можем подавить его индивидуальность, сделать безвольным».

Волевой человек – не тот, который делает, что ему захочется, а тот, который способен преодолевать трудности. Ребенок, привыкший к тому, что все его желания сразу выполняются, а препятствия разрушаются при первом же крике, не обладает волей. Ведь не всегда и не со всеми ему будет удаваться справиться посредством истерики. Если он не умеет терпеть и понимать желания других людей, скорее всего, ему будет трудно социализироваться в детском саду и школе. Такому ребенку будет трудно признать волю учителя, а это значит, что его обучаемость будет низкой.


3. «Если я буду выполнять все желания ребенка, то и он научится прислушиваться к желаниям других».

К сожалению, закон обратимости в этом возрасте не работает. Ребенок просто не сможет сделать таких выводов.


ТРЕБОВАНИЯ К МАЛЫШУ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ЕГО ВОЗРСТУ

К 3 годам ребенок:

  • понимает «нет» и «нельзя» в большинстве случаев,
  • слушается родителей, то есть делает то, что они просят, когда не устал и не перевозбужден,
  • самостоятельно раздевается и с помощью взрослого одевается,
  • собирает и складывает игрушки в соответствующее место,
  • убирает за собой посуду после еды.
  • чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается,
  • убирает свои вещи (на нижнюю полку).


К 4 годам ребенок:

  • понимает, что нельзя обижать взрослых, и способен извиниться,
  • умеет делиться с друзьями игрушками,
  • знает правила вежливости (умеет здороваться и прощаться),
  • понимает несложные правила игры и готов их принять,
  • принимает временные ограничения («можно посмотреть 1 мультик», «послушать только 2 песни», но не «15 минут» и не «полчаса»),
  • бережно обращается с младшими,
  • самостоятельно засыпает,
  • помогает сервировать стол (с помощью взрослого),
  • по расписанию кормит домашних животных,
  • помогает расстилать и убирать постель,
  • помогает мыть посуду или загружать посудомоечную машину (в присутствии взрослого),
  • протирает пыль с мебели,
  • может самостоятельно играть без контроля и внимания со стороны взрослых,
  • развешивает носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.


К 5 годам ребенок:

  • понимает, что обидеть можно не только грубым словом, но и косвенно, например, невниманием, дерзостью,
  • понимает, что мама и папа устают,
  • способен облегчить работу взрослому, ухаживать за младшими детьми,
  • может сам приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой,
  • самостоятельно наливает себе напитки,
  • расстилает и убирает постель, убирает свою комнату,
  • самостоятельно одевается и прибирает одежду,
  • чистит низко висящие зеркала,
  • сортирует белье для стирки: складывает отдельно белое белье и цветное,
  • складывает чистое белье и убирает его,
  • отвечает на телефонные звонки,
  • помогает выносить мусор,
  • кормит своего домашнего питомца и убирает за ним,
  • умеет начинать и заканчивать дело,
  • способен преодолевать трудности,
  • умеет выражать эмоции словами.


К 6 годам ребенок:

  • самостоятельно подбирает себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю,
  • пылесосит,
  • поливает цветы и растения,
  • чистит овощи,
  • готовит простую в приготовлении пищу (вареные яйца, тосты и т. д.),
  • собирает свой школьный завтрак,
  • помогает развешивать белье на бельевую веревку,
  • вешает свою одежду в платяной шкаф,
  • собирает граблями листья и пропалывает грядки,
  • выгуливает собаку (если есть),
  • завязывает шнурки,
  • помогает папе чистить салон автомобиля,
  • сервирует стол,
  • понимает абстрактные временные интервалы («пойдем домой через 15 минут», «нужно закончить игру через 5 минут»),
  • готов к регулярным занятиям.


Всеми этими умениями ребенок овладевает постепенно, с вашей помощью

Чтобы оставлять комментарии, используя стандартную форму, необходимо войти или зарегистрироваться.
Так же вы можете оставить комментарий используя форму "Вконтакте"
Закрыть комментарии
Похожие статьи
Если ребенок часто обижается на других детей, то, начав разбирать ситуацию, можно увидеть любопытный момент: у таких детей крайне малый набор возможных ответных реакций. Взрослые должны показать обидчивому ребенку, как по-другому реагировать на события.
Просмотры: 2848
У некоторых детей возникают сложности, когда их просят поделиться, особенно у малышей. Это вполне нормальная часть процесса развития. Мы хотим предложить вам краткий обзор того, что происходит с ребенком в такой момент, чтобы Вы лучше его понимали
Просмотры: 1930
В современной жизни часто не понятно, что стоит за поведением детей. Нехватка контакта с теми, к кому они привязаны, является причиной многих проблем, в том числе и детской скуки. Как дать энергию для роста, взросления, учебы читайте в статье
Просмотры: 3007
Еще статьи
Другие категории раздела «Воспитание детей»
Самые популярные статьи категории «Воспитание детей»
Отгадывание загадок очень благотворно влияет на развитие интеллектуальной и познавательной активности ребенка. В статье мы предлагаем Вам 70 забавных загадок, героями которых являются известные детям персонажи мультфильмов и сказок
Просмотры: 4113
С помощью предложенных в нашей статье слов и фраз Вы можете каждый день поддерживать и вдохновлять Вашего ребенка. В результате этого очень скоро Вы увидите, насколько Ваши отношения с ним станут ближе, теплее и доверительнее
Просмотры: 6297
Вызывать детский восторг и удивление легко и приятно. Как здорово, когда детские лица освещаются восторгом от неожиданного сюрприза и нестандартного способа его преподнесения. Как же можно удивить ребенка и сделать вручение подарка запоминающимся?
Просмотры: 6152
Еще статьи
новые СТАТЬИ сайта