На случай непредвиденной детской истерики родителям полезно заранее составить «План действий». Ведь когда она случится, спорить будет некогда и тактически неправильно. Такой план должен быть обсужден и согласован со всеми взрослыми, участвующими в воспитании ребенка, разумеется, в отсутствие самого малыша.
1. С ребенком случилась истерика?
Прежде всего, признайтесь себе, что это истерика. Да, она случилась. Но не потому, что вы плохая мать, а потому, что это такая точка роста вашего ребенка. Вспомните о вашем плане на этот случай.
2. По возможности оставьте ребенка в покое на некоторое время.
Да, возможно, вы опоздаете туда, куда должны были успеть, но другого способа, кроме как переждать, у вас нет. Ребенок в этот момент не слышит аргументов, на любые физические действия (как утешения, так и наказания) будет реагировать только ухудшением.
3. Разговаривать с ребенком в этот момент бесполезно.
Лучше попробуйте оценить, что могло спровоцировать такое поведение. Если ребенок находился в так называемой красной зоне, то есть был голодный, уставший, перевозбуждённый, постараетесь в следующий раз избежать подобной ситуации (сменить темп, ритм или снизить требования к нему в момент спешки или усталости). Если же истерика произошла на ровном месте, то есть в «зелёной̆ зоне», а ваши требования при здравом рассуждении оказались справедливыми, тогда проявите твердость.
4. Дождитесь, когда ребенок успокоится и снова будет готов вас услышать.
Вы пришли к выводу, что ваши требования вполне соответствуют возрасту и способностям ребенка, а его истерика – лишь способ отстоять свое право быть маленьким. Дождитесь, пока он успокоится. Теперь вы можете и пожалеть его, и сказать, что понимаете его реакцию. Объясните ему, почему он плачет, обсудите с ним все возможные причины такого настроения, скажите, что он расстроился из-за того-то и того-то (например, «Ты устал», «Тебе обидно, что мы не купили ту игрушку, которая тебе понравилась», «Ты расстроен из-за того, что мы ушли, не досмотрев мультфильм»).
5. Ни в коем случае не отменяете своего требования!
Тихо и ласково, но твердо и настойчиво повторите свою просьбу. Пусть последует вторая эмоциональная волна, переждите и ее. Но своего требования не отменяйте. Иначе вы закрепите подобную реакцию: стоит только поскандалить – и мама уступит.
6. Не стесняйтесь говорить ребенку о своих желаниях.
Например: «Подожди, мама сейчас не может поиграть с тобой, она готовит ужин», «Я не хочу быть волком, я уже была волком, давай теперь поменяемся ролями». Также обращайте внимание ребенка на состояние других взрослых: «Бабушка устала», «Ты обидел няню». К сожалению, умению различать чужие эмоции малыша нужно обучать как иностранному языку, ведь это умение от рождения не дается.
7. Если истерика застала вас в общественном месте.
Не старайтесь как можно быстрее ее «ликвидировать». Конечно, вам будет казаться (и не без основания), что все окружающие, особенно незнакомые люди, осуждают вас. В нашем обществе есть стереотип, что ребенок плакать не должен. Но это всего лишь стереотип. Извинитесь перед окружающими людьми за беспокойство: «Простите, он расстраивается. Вы не переживайте, сейчас все пройдет. Это бывает». И действуйте дальше по плану. Увидя ваше спокойствие и уверенность, «сочувствующие» разойдутся.
Успокоился? Вот и отлично. Нотаций не читаем, не ругаем. Гораздо продуктивнее использовать сообщение о своих чувствах: «Мне всегда очень стыдно, когда мой сын падает на пол в магазине и кричит».
«МИФЫ» О ДЕТСКИХ ИСТЕРИКАХ
1. «Плач травмирует психику ребенка».
Травмируют, скорее, раздражение и злость матери. Если вы спокойно и ласково отказали ребенку, если уверены, что поступаете в его интересах (а не просто торопитесь) и совершенно правильно, то обиды вы никакой не нанесли. Да, ему неприятно. Но ведь зубы тоже больно прорезываются.
2. «Действуя наперекор ребенку, мы можем подавить его индивидуальность, сделать безвольным».
Волевой человек – не тот, который делает, что ему захочется, а тот, который способен преодолевать трудности. Ребенок, привыкший к тому, что все его желания сразу выполняются, а препятствия разрушаются при первом же крике, не обладает волей. Ведь не всегда и не со всеми ему будет удаваться справиться посредством истерики. Если он не умеет терпеть и понимать желания других людей, скорее всего, ему будет трудно социализироваться в детском саду и школе. Такому ребенку будет трудно признать волю учителя, а это значит, что его обучаемость будет низкой.
3. «Если я буду выполнять все желания ребенка, то и он научится прислушиваться к желаниям других».
К сожалению, закон обратимости в этом возрасте не работает. Ребенок просто не сможет сделать таких выводов.
ТРЕБОВАНИЯ К МАЛЫШУ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ЕГО ВОЗРСТУ
К 3 годам ребенок:
К 4 годам ребенок:
К 5 годам ребенок:
К 6 годам ребенок:
Всеми этими умениями ребенок овладевает постепенно, с вашей помощью
|
Вам понравилась статья? Тогда подпишитесь на обновления, чтобы не пропускать свежие материалы и сразу же их получать на электронную почту! |