Познаем мир вместе
Обновления на сайте
реклама

Как успокоить плачущего ребёнка

 

 

Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет: внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида. Все, что описано в статье, работает для мелких бытовых ситуаций. Травмы, опасные для жизни – это другая история. 

 

 


ЧТО ПОМОГАЕТ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ


1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора «мама-одеяло». Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Надо завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. «Крепко», потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется. В момент инцидента не должно быть никаких «иди пожалею» или «ой-ёй-ёй» или «маленький ты мой». Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. Слова дают ребёнку дополнительную нагрузку в ситуации, когда он и так перегружен. Не надо сильно укачивать его, давать игрушки или сладости. Вы же не хотите, чтобы закрепился эффект: я рыдаю – мне конфету! Особенно в семьях, где ребенку уделяют мало внимания, травмирование и получение таким образом желаемого тактильного контакта может быстро закрепиться.


2. Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже при этом успокаиваясь.


3. Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке. Плавно, синхронно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок - обрабатывать аварию. Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки какие-то. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть «фоновыми», не переключать на себя внимание, но при этом помогать отрегулировать дыхание. 


4. Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут - повернуться «к лесу задом, к сцене передом». Посмотреть, где случилась беда.

5. И рассказать историю происшествия, «сказку аварии». Например: «Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком». Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к «упал» - оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. БЕЗ суждений, только факты, только то, как было.



ДОПОЛНИТЕЛЬНО ДЛЯ СТАРШИХ ДЕТЕЙ


Дети и сами часто определенную ситуацию рассказывают по несколько раз всем членам семьи и знакомым, обрабатывая ее. В итоге ребёнок придёт к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.

Когда ребёнок помирился с местом и историей происшествия, и только тогда, не раньше, можно устроить «разбор полёта». Хорошо его начать с вопроса вроде «Как ты думаешь, что стоило сделать?» То есть уже изменить «сказку аварии», придумать новую. Подчеркну, к этому этапу стоит приходить, эмоционально справившись, успокоившись. НИКОГДА не имеет смысл говорить «не делай того» или «куда ты смотрел!», пока ребёнок плачет. Как это сделать: закройте рот и держите закрытым, а дышите глубоко и плавно - через нос. А когда ребёнок успокоится, он и сам всё расскажет, где ошибки были, и как их исправить.

Такой процесс занимает от часа до секунд; более старшие дети проделывают его внутри и самостоятельно. Говорить «под руку» плачущему ребёнку (даже жалеть) и/или не возвращаться к месту аварии - чревато психологическими проблемами.
В описанном методе ребёнок учится самоконтролю, учится вырабатывать свои методы анализа и решения проблем.

Взрослый помогает, но фоном, а не перехватывает управление и контроль, а только даёт поддержку. Тем временем, с помощью этой поддержки, ребёнок справляется с болью сам, продумывает ситуацию сам, выходы ищет сам. Ребёнок - менеджер ситуации, босс, взрослый - поддерживающий персонал для своих эмоций.

Возможно, ребенок быстро успокоится, если взрослый будет спокойным голосом объяснять, что все в порядке. Но это краткосрочный результат. Не ребенок успокоился, а взрослый успокоил ребенка. Урок, который он получит на будущее: «Мне не доверяют, я еще мал, решаю не я». Кроме того, ребенок, может и перестал плакать, а вот снят ли стресс? Или просто загнан внутрь (особенно, если отвлекли)? Накапливание стресса чревато многими проблемами, и психологическими, и психосоматическими.

А заявления «это не страшно, это не сильная ранка» от не пострадавшего всегда кажутся странными. Почему такие вещи надо сообщать? Сам ребёнок должен иметь шанс вынести это суждение о серьёзности ситуации. Иногда ситуация субъективно кажется серьёзной, и это суждение стоит просто уважать. Хочется научить малыша оценивать ситуацию на «страшность» и самому учиться понимать её серьёзность. Без обесценивания чувств малыша, не заменять реальное чувство вымышленным. Почему, если действительно болит, ребенок должен верить маме, что это не больно? 

То же касается посещения поликлиники с традиционным «это не больно, как комарик укусит», «не бойся, доктор только посмотрит». Но ведь это не так, и получается двойной эффект: вы обманываете ребенка и называете его чувства неистинными. 

Один или второй подход к каждой данной ситуации - вопрос выбора. В ситуации крупных аварий, особенно если надо действовать быстро (убегать от взрыва, делать операции, надевать противогаз) - взрослому стоит взять на себя контроль ради скорости. 

Но если споткнулся или игрушку отобрали – лучше дать ребенку самому справиться, быть с ним рядом фоново, контролируя ситуацию, чтобы малыш знал, что мама рядом и в любой момент поможет, но в данной ситуации решение принять можно и самому. 

То есть надо быть осторожным, найти баланс. Для того, чтобы:

  • во-первых, не перехватить на себя управление ситуацией и ребёнком, а оставить ребёнку возможность управлять собой;
  • во-вторых, чтоб не диктовать извне суждений о ситуации, а дать ребёнку возможность вынести свои суждения;
  • в-третьих, поддержать.


Вы обращали внимание, что когда ребенок увлечен или рядом нет взрослых, он и внимания не обратит на мелкую ссадину, и не вспомнит, как она появилась. Но если мама рядом, показательная истерика - любимое дело. По реакции мамы ребенок оценивает серьезность ситуации. Если малыш немного ушибся, а мама реагирует так, будто его забирают в реанимацию, в будущем ребенку сложно будет распознавать степень накала эмоций.

Автор - Мария Дружкова

 

Чтобы оставлять комментарии, используя стандартную форму, необходимо войти или зарегистрироваться.
Так же вы можете оставить комментарий используя форму "Вконтакте"
Закрыть комментарии
Похожие статьи
Предлагаем Вам познакомиться с несколькими простыми, но эффективными способами и правилами, которые помогут вам воспитать самого счастливого ребенка и заложить отличный фундамент для его дальнейшего успешного развития во взрослом возрасте
Просмотры: 1226
Часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. Большинство ссор между родителями и детьми происходит именно из-за нежелания ребёнка убирать. Чтобы изменить ситуацию, ему нужна правильная мотивация, и он сам захочет навести порядок
Просмотры: 1270
Воспитание ребёнка – это очень серьёзный процесс, который нельзя пускать на самотёк. Из статьи Вы узнаете о фразах, которые родители часто используют в общении с детьми, Они не несут для ребёнка пользы, а, наоборот, причиняют серьёзный вред его психике
Просмотры: 1425
Еще статьи
Другие категории раздела «Воспитание детей»
Самые популярные статьи категории «Воспитание детей»
Каждому из нас важно услышать от тех, кто нам дорог, что они ценят нас и наши поступки. Всем, особенно детям, важно слышать слова поддержки и поощрения. Введите эти слова в свой лексикон и используйте их в общее с Вашими детьми.
Просмотры: 5464
Вызывать детский восторг и удивление легко и приятно. Как здорово, когда детские лица освещаются восторгом от неожиданного сюрприза и нестандартного способа его преподнесения. Как же можно удивить ребенка и сделать вручение подарка запоминающимся?
Просмотры: 3058
Главная задача занятий с ребёнком в возрасте от 2-х до 3-х лет — развитие у него гармоничного восприятия себя в окружающем мире. Представляем Вам перечень занятий, которые необходимо делать вместе с малышом для развития его личности в этот период
Просмотры: 6014
Еще статьи
Вход и регистрация
Популярные рецепты
реклама