Познаем мир вместе
новые СТАТЬИ сайта

Как воспитывать детей, не используя наказание

«Не пряник, но кнут» – проблема, с которой рано или поздно сталкиваются все родители. Во всякой семье наступает такой момент, когда даже самые закоренелые гуманисты в порыве готовы схватиться за ремень. Некоторые тут же одумываются, другие заканчивают начатое, третьи наказывают, а потом страдают от угрызений совести.

В моменты, когда вы чувствуете, что «подходите к грани», попробуйте оценить саму необходимость наказания. Хорошо, если вы для себя в своей семье определите некую «иерархию провинностей» - за какие проступки следует наказать всенепременно, а на какие воздействовать иными методами. В психологической литературе описано несколько альтернатив, которыми можно воспользоваться, когда кажется, что контроль над ребёнком потерян:

1. Обратите внимание ребёнка на то, как он может принести пользу. Это особенно действует на детей 1,5-3 лет. Например, дитя разбушевалось в гостях – можно переключить его внимание на то, чтобы он покормил рыбок, поли цветы, убрал какой-нибудь незначительный мусор. Дайте ему почувствовать себя взрослым и важным.

2. Выразите сильное неодобрение, не давая оценок. Важно проговорить ребёнку свои чувства от его действий, не ругая характер. Не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил» или «это был жестокий поступок». В некоторых ситуациях такого проговаривания достаточно.

3. Подскажите ребёнку, как устранить последствия/загладить вину. Наказывать, например, за разбитую чашку по меньшей мере нечестно, ведь мы сами порой бьём посуду. В таких случаях полезнее научить ребёнка ответственному отношению: разбил – убери, разлил – вытри, расстроил – утешь.

4. Механически устраните причину конфликта. Порой мы сами провоцируем ребёнка на нарушение правил. Соблазн бывает слишком велик! Уберите все бьющиеся и ценные предметы с нижних полок, если у вас двухлетка. Закройте шкафчики на замки. Спрячьте свой набор инструментов, а ребёнку купите детский.

5. На каждое «нельзя» предоставляйте «можно». Одёргивая ребёнка, не забывайте о том, что ему следует дать «взамен». Например, драться нельзя – можно дружить.

6. Предоставьте ребёнку выбор. В момент непозволительного, с вашей точки зрения, поведения малыша, предложите ему три варианта развития событий. Например: ты сейчас успокаиваешься, и мы остаёмся в гостях на чай; мы сейчас же уходим домой; ты продолжаешь плакать в другой комнате, а я иду пить чай. Важно, чтобы вы были готовы согласиться с любым выбором ребёнка.

7. Позвольте ребёнку прочувствовать последствия. В рамках разумного, конечно! Не стоит экспериментировать с розетками; но если дитя так и тянется к теплому утюгу – можно под вашим присмотром «дотронуться пальчиком». Обжечься не успеет, а понять, что такое «опасно, горячо!» - вполне.

8. Иронично похвалите. «Молодец, в мокрых носках уютнее и стирать не надо!» Подходит для детей постарше и подростков. Будьте поосторожнее с формулировками. Не превратите иронию в едкую насмешку.

Эти и другие способы помогают ребёнку просчитывать последствия своих действий и оценивать их целесообразность. Наказания же, особенно чрезмерные и жестокие, учат лишь изворотливости и стремлению «не попасться». Выбор за вами!

 

Автор - Ирина Калиновская

 

Чтобы оставлять комментарии, используя стандартную форму, необходимо войти или зарегистрироваться.
Так же вы можете оставить комментарий используя форму "Вконтакте"
Закрыть комментарии
Похожие статьи
Многие родители считают, что нельзя допускать детских ссор и поэтому сразу вмешиваются даже в незначительные конфликты между детьми. Это неверный подход к воспитанию, ведь в таком случае у ребенка не сформируется эффективный механизм выхода из конфликта
Просмотры: 1373
Организованность - очень ценный во взрослой жизни навык. Психологи сходятся во мнении, что воспитывать это качество нужно уже с раннего детства. О том, как это сделать ненавязчиво и максимально естественно для ребёнка, Вы сможете прочитать в нашей статье
Просмотры: 1513
В эпоху потребления у современных детей огромное количество игрушек, поэтому взрослым удивить их чем-либо становится все сложнее и сложнее. Однако намного важнее для ребят то, что не купить ни в одном универмаге. Читайте об этом в нашей статье
Просмотры: 1221
Еще статьи
Другие категории раздела «Воспитание детей»
Самые популярные статьи категории «Воспитание детей»
Каждому из нас важно услышать от тех, кто нам дорог, что они ценят нас и наши поступки. Всем, особенно детям, важно слышать слова поддержки и поощрения. Введите эти слова в свой лексикон и используйте их в общее с Вашими детьми.
Просмотры: 7774
Вызывать детский восторг и удивление легко и приятно. Как здорово, когда детские лица освещаются восторгом от неожиданного сюрприза и нестандартного способа его преподнесения. Как же можно удивить ребенка и сделать вручение подарка запоминающимся?
Просмотры: 4516
Главная задача занятий с ребёнком в возрасте от 2-х до 3-х лет — развитие у него гармоничного восприятия себя в окружающем мире. Представляем Вам перечень занятий, которые необходимо делать вместе с малышом для развития его личности в этот период
Просмотры: 6461
Еще статьи
новые РЕЦЕПТЫ сайта