Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Духовная жизнь и как на нее настроиться (свт. Феофан Затворник). Письмо 26

Продолжение о сокровенном действии в человеке благодати Крещения. Пояснительные уподобления благодати закваске в тесте и огню в железе. Приходя в возраст, человек должен упрочить в себе благодать Божию свободным произволением. Опасность остановиться на полудороге. Полная горячая решимость служить Богу

 

Полагаю, что вы удержали и держите в памяти, что христианин не прост, а сложен из естества и благодати. Хочу теперь выяснить вам, что спасенные – те, кои войдут в Царствие Божие вечное, – суть только те, в которых благодать не пребывает сокрытою, а раскрывается, проникает все наше существо и делается видною даже вовне, поглощая будто собою естество наше.

Вонми слову Спасителя! Он говорит, что Царствие Божие похоже на то, как жена, взявши закваску, влагает ее в тесто (Мф. 13:33). Тесто, принявши закваску, не вдруг вскисает: для этого требуется свое время. Положенная внутрь закваска мало-помалу проникает все тесто – и все тесто делается заквашенным: хлеб из него потом выходит рыхлый, ароматный, вкусный. Так точно и благодать, влита будучи в естество наше, не вдруг проникает его все, но мало-помалу. Потом, когда проникнет все, все естество становится облагодатствованным. И дела, какие делает потом человек, все суть дела особого рода. Хотя на вид они такие же дела, как и всех других, но с особым ароматом, особым вкусом и особым звуком. Бог их только и приемлет как особенно Ему приятные дела.

Беру другое сравнение в пояснение того, как благодать, когда ей дают простор действовать, проникнув все естество наше, выходит потом наружу и бывает видна для всех способных видеть. Подобно тому как огонь, проникая железо, не внутри только железа держится, но выходит наружу и огненную свою силу являет ощутительно для всех – так и благодать, проникнув все естество наше, становится потом осязательно видима для всех. Все приходящие в соприкосновение с таковым облагодатствованным чувствуют присущую в нем необыкновенную силу, проявляющуюся в нем разнообразно. Станет он говорить о чем-либо духовном – все у него выходит ясно, как среди дня, и слово его прямо идет в душу и там властно слагает соответственные себе чувства и расположения. Да хоть и не говорит, так веет от него теплота, все согревающая, и сила некая исходит, возбуждающая нравственную энергию и рождающая готовность на всякого рода духовные дела и подвиги.

Благодать Божию мы принимаем чрез Святое Крещение в младенчестве. С сего же момента она начинает в нас действовать и совершать свое дело в той надежде, что, когда мы придем в возраст, сами, произвольным своим решением, начнем ревностно делать все, что в деле спасения зависит от наших трудов. Когда семейство благочестиво и детей воспитывает в христианских порядках жизни, благодать сама умиротворяет их внутреннее, и они выходят кроткими, смиренными, послушными, милосердыми, благоговейными и страха Божия исполненными. Примеры сего всюду видны.

Я и на вас бы указал, если бы не боялся, что возмечтаете о себе, хоть тут пока еще неотчего много о себе думать, потому что ничего еще не приложено от собственных трудов. Все, что видится хорошего, чужое есть, дано, возделано. За вами теперь стоит: все это хорошее возлюбить и положить в сердце хранить то, возвышать и множить. То правда, что вы стоите на хороших основах и поставлены на хорошую дорогу, но во всем этом не было еще пока вашего произволения и свободного решения. И если вы не приложите сего теперь, то все в вас положенное предшествовавшим воспитанием не будет прочно и при неблагоприятных обстоятельствах развеется, оставя за собою только приятное, а может быть и неприятное, воспоминание.

Помните, что с вами было, когда вы окунулись в омут светской жизни? Кто это вам тогда томил и сокрушал сердце ваше? Все доброе в вас возгрето благодатию Божиею при благочестивом семейном воспитании. За что же томили вас? За то, что вы позволили себе возыметь некоторое сочувствие к тем беспорядочным порядкам. Хоть вы и не сказали мне этого, но это само собою следует из того скорбения, какое томило вас потом. Не будь этого сочувствия, не было бы томления. И я писал вам, чтобы, если нужда заставит опять окунуться в такой же омут, не прилагали сердца ни к чему, что там увидите и услышите. И если не будете прилагать, не будете испытывать и томлений. Что-то я не слышу, бываете ли вы там и, бывая, делаете ли так, как я писал вам. Сами смотрите. Вы ведь госпожа над собою, вступаете в возраст самостоятельного действования. Скажу только вам, что из вас выйдет или такая же пустая, суетная и страстная личность, как и все те, или ни то ни се. Первого рода личность выйдет, когда вы вседушно вдадитесь в ту жизнь. Тогда забудете все прошлое доброе, святое, духовное и станете во враждебное к нему отношение. Зная вас, я уверен, что этого с вами не случится. Но не могу отрицать возможности второго случая: из вас может выйти ни то ни се – ни духовная, ни мирская, ни христианка, ни язычница. Это будет, когда вы, храня благочестные, в которых выросли, порядки, не будете, однако ж, блюсти сердца своего от сочувствий к порядкам светской жизни. Помните: я разумею сочувствие, а не участие, которое бывает иногда необходимо, как вы говорите. Это сочувствие не отобьет вас от прежнего, но охладит к нему, и вы будете влачиться в них по одной привычке, а не по избранию сердца. По существу дела, вас не будет ни в мирской, ни в настоящей духовной сфере: будете ни то ни се.

Что же вам за это будет? То же, что присудил уже Господь в Апокалипсисе одному из ангелов Церквей: «Вем твоя дела, яко ни студен еси ни тепл: не дабы студен был еси, или горящ. Тако, понеже тепл еси, и не студен еси ниже горящ, имам тя изблевати из уст Моих» (Откр. 3:15–16). Надо быть горящею к Богу и всему Божественному и холодною ко всему светскому и мирскому. Если не окажетесь ни к светскому не холодною, ни к Божескому не горячею, а к тому и к другому полутеплою и полухолодною, то будете отвергнуты Богом. Как же быть? Надо теперь же избрать сердцем святую, богоугодную, духовную христианскую жизнь – теперь именно, когда вы вступаете в период самостоятельной жизни. К этому у меня вся речь идет. Изберете – избавитесь от беды быть ни то ни се. Благослови вас, Господи, и вразуми!

 

<< Письмо 25           Письмо 27 >>

<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта