Последние тревоги и беспокойства. Предание своей участи в руки Божии с молитвой и мужеством против врага, наводящего искушения
Милость Божия буди с вами!
У вас все еще тревоги. И скажите, откуда бы им у вас быть?! Внешнее ваше хорошо, внутреннее все нами пересмотрено, налажено и вашим решением скреплено. Откуда же быть тревогам?! Все враг, все враг. Неоткуда более.
Разве вот что еще может быть. Не думаете ли вы сами собою, своими силами и своим уменьем устроить свою жизнь, хоть и по прописанному?! Присмотритесь и, если это хоть на волос верно, поспешите исправиться. При этом строе не оберетесь смущений. Так вот что! Извольте пересмотреть или мысленно повторить все прописанное, и то, что в вас происходило, и как вы наконец порешили дело жизни своей, и направьте этот пересмотр так, чтобы в конце его вышло крепкое решение, что вы участь свою безвозвратно предать должны в руки Божии. Затем станьте на молитву и, усердно помолившись, изреките пред Господом из сердца: «В руки Твои, Господи, предаю участь мою. Как Тебе угодно, так и устрояй жизнь мою, со всеми ее соприкосновенностями и случайностями. Отселе пресекаю всякую о себе заботу, одну заботу восприемля – творить всегда благоугодное пред Тобою». Скажите так, да уж и самым делом всесовершенно возложите себя на руки Божии, ни о чем не заботясь, а всякий случай принимая спокойно, как Богом нарочито для вас устрояемый, приятен ли он или неприятен. Забота ваша должна состоять только в том, чтобы во всяком случае поступать по заповеди Божией. Сие «единое» вам «на потребу» (Лк. 10:1–42).
Коль скоро так настроитесь, всем беспокойствам конец. Теперь вы заботитесь сами о себе и все случайности хотите устроять и поворачивать по-своему. Как все не клеится, то вы и мучаетесь, что то не так, другое не этак. А когда все предадите Господу и будете принимать как от Него исходящее и для вас благопотребное, то никакого беспокойства иметь не будете, а только будете посматривать кругом, чтобы увидеть, что посылает Господь, чтобы по смыслу посылаемого и поступить. Всякий случай под заповедь подойти может. И подводите, и по заповеди делайте, Богу угодить стараясь, а не своему желанию удовлетворить напрягаясь. Вникните хорошенько, о чем говорю, и положите достигнуть такого настроения. Учиться надобно, вдруг нельзя. И молитесь о сем.
Молюсь Господу, чтобы высвободил вас из того положения, которое вы считаете для себя неприятным, прибавляя, однако ж: если то угодно Его святой воле и вам спасительно. И высвободит, конечно, в свое время. Облекитесь сей верою и терпите. И просто смотря на текущие состояния, видим, что они непрестанно меняются. Ничто не стоит. Переменится и то, что вас тяготит. Настанут дни, когда будете свободно дышать, и не только дышать, но и порхать, как бабочка по цветам, надо только перетерпеть положенный терпению термин. Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удостоверится, что он испекся. Владыка мира посадил и вас в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Терпите же и ждите. Как только испечетесь, и минуты не будете долее сидеть в печи. Тотчас вынут вас вон. Если рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением. Еще скажу: по вере нашей, кто переносит благодушно встречающиеся неприятности, принимая их как от руки Господней, тот причастником бывает мученичества. Извольте хорошенько напечатлеть это в мысли своей и навевайте тем утешение на сердце свое.
Без чувств жить нельзя, но чувствам поддаваться незаконно. Надо освежать и умерять их рассуждением и давать им должное направление. Вы впечатлительны, и сердце заливает у вас голову. Делайте так, как я уже писал вам: наперед соображайте, где какого чувства возможно возбуждение, и вступайте в те обстоятельства, держа себя на страже от волнений сердца, или держа сердце в крепких руках. В этом надо упражняться, и упражнением можно дойти до полной над собою власти.
Но все от Бога. К Нему и прибегать надо. А вы пишете, что не молитесь. Умница! Что же вы, в басурманки, что ли, записались?! Как не молиться? Вы не все готовые молитвы читайте, а и своими словами сказывайте Ему, что у вас на душе, и просите помощи. «Видишь, Господи, что у меня? И то, и то. Справиться с собою не могу. Помоги, Всемилостивый!» И всякую частичку своей нужды перескажите, и на все просите соответственной помощи. И это будет самая настоящая молитва. Можно и всегда молиться своей молитвой, не читая печатных молитв, только бы поблажки лености не было.
Но зачем вы слушаете того, кто внушает вам: брось молитву? Или не видите, что это враг? Явно враг. Он в уши жужжит: брось; а иногда, будто охвативши все тело, тащит поскорее в постель. Все это его уловки. Но он свое дело делает, от доброго дела отвлекая. А нам надо свое дело делать, от доброго дела на отступая, пока не кончим. Так извольте вооружиться мужеством и врага не слушайте, и внимания никакого не обращайте на его жужжание. А рассерчать еще лучше. Серчание на врага – то же, что в грудь кого подать. Тотчас отлетит.
От всей души желаю вам успокоиться наконец.
Благослови вас, Господи!