Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Духовные беседы (Макарий Великий). Беседа 51

<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>

 

Того же самого монаха, божественного отца Макария, второе послание к авве Симеону, подвижнику из Месопотамии Сирийской, и к остальным братиям, иже с ним.

 

1. Макарий возлюбленным и единодушным братиям в Господе.

Да преизобилует в вас мир от Господа; мир небесный, порождающий в мире (земном) свет, о котором возвещали пророки, глаголали праведники и благовествовали Ангелы. Тот мир, который приняла в себя Мария и родила Спасителя мира, сошедшего к мертвым, разбившего камни, отверзшего гробы, оживотворившего мертвых, выведшего (на свет Божий) запертых (в темнице), расторгшего цепи узников, освободившего порабощенных, разорвавшего рукописание осуждения Адамова, начертавшего в душах закон небесный, смешавшего Божество с человечеством, освободившего тварь, убившего грех, удалившего проклятие от земли, разрушившего средостение вражды, воскресившего из праха осужденное тело Адама, введшего его в рай обетования, воссоздавшего его для новой жизни – жизни, не подвластной смерти. Он родил нас от Отца Своего, чтобы мы стали братьями Его. Ему внимали бесплодные жены и (затем) младенцы в восторге взыгрывали в утробе их; уши глухих отверзались и языки косноязычных разрешались; хромые начинали ходить; расслабленные исцелялись и брали постель свою. Увидев Его, грешница пала ниц и, поцеловав ноги Его, заплатила (все) долги свои; увидев Его, Закхей принял Жизнь в дом свой; увидев Его, воды превратились в вино и немногие хлебы приумножились. Он даровал исцеление кровоточивой, прикоснувшейся к краю одежды Его, – и иссяк у нее источник крови. Он шествовал по волнам моря, запретил ветру дуть и утишил (бурю); Он наполнил рыбами сеть и взял статир из (рта) другой рыбы. Увидев Его, грешники делались праведниками, блудницы становились целомудренными, девы оставляли обручников своих, замужние удалялись от супругов своих, женихи и невесты расторгали свадьбы свои, увенчанные диадемами цари приходили на поклонение Ему, судьи покидали судилища свои, мудрецы попирали премудрость свою, врачи бросали снадобья свои, богачи уходили от богатства своего и купцы оставляли капиталы свои. Увидев Его, глупые становились разумными, неграмотные – книжниками, рыбаки – проповедниками, а не обладающие даром слова стали произносить обильные (мудростью) речи. 

(Да преизобилует в вас) тот Мир, который принял дар Авеля, который переселил Еноха так, что он не вкусил смерти, и который защитил Ноя в ковчеге. Он, Который приумножил благословения Авраамовы и поставил наследником обетования Исаака, от семени которого родился Спаситель веков; Он избрал от чрева матери Иакова, чтобы тот принял благословение первородства; Он вместе с Иосифом был на чужбине и снял ярмо рабства с выи его, соделав господином Египта; Он явился Моисею в пламени огня (посреди) тернового куста, даровал ему власть подчинять все твари и сделал море (сушею) для прохождения его. Он укрепил Иисуса Навина, соделав его победителем во всех схватках с врагами; Он избрал Самуила во иереи и помазал Давида (в царя) над стадом (Своим); Он из горсти муки в кувшине и малой толики оливкового масла в бутыли вдовы сотворил источник (пропитания), который не истощался три года и шесть месяцев. Он послал Илие коней огненных вместе с колесницей и вознес его на небо, а Елисею даровал дух двойной, который тот просил; Он повелел древу творить чудеса в Египте и сухому жезлу приносить плоды. Он – Тот мир, Который укрепил Иова в искушениях и вывел Лота из гибели огненной. Он был со всеми отцами, которые, веруя в Него и любя Его, изошли (из мира сего), стойко выдержав позор и скорби ради Него, став странниками и нищими, чужеземцами и гонимыми. Они презрели мир (сей), пренебрегли смертью и отказались от самих себя; подвергнутые всякому испытанию, брошенные (на съедение) зверям и ставшие посмешищем для мира, они, пройдя чрез огонь и воду, обрели отдохновение в мире ином.

 

2. Это написал я вам, возлюбленные братия, дабы вы знали, что с того дня, когда на земле был сотворен Адам, и вплоть до скончания века лукавый не перестает вести брань со святыми. Ибо он обитает и пребывает вместе с нами в том самом теле, в которое облеклись мы после преступления первосозданного (Адама), устраивая свои подлые и коварные козни. И тем, которые пребывают в младенческом состоянии (души) и не закалены в бранях с ним, он наносит раны, пользуясь простотой младенчества их. Но так как они истинно взыскуют Господа, то не падают мертвыми, (сраженные рукой его). Ибо написано: «Храняй младенцы Господь» (Пс.114:6). Ведь христиане, облаченные в небесную броню, вступают в единоборство с ним в собственных душах. Если воины противоборствующих (держав) для сражений (избирают нужную) пору, а после битв каждый из них возвращается в свое отечество, чтобы вкусить покой и мир, то те, кто выходит на брань с сатаной, сражаются (беспрестанно) день и ночь. Ибо в одном жилище, то есть в теле, нашли прибежище и душа человека, и сатана, с которым душа сражается. Там, в этом теле, он обитает и пребывает, а поэтому во всякий час находится в непосредственной близости к душе. Поэтому (христиане), еще не облачившиеся в горнюю броню и (небесную) Силу, не знают покоя и отдыха, через Бога уверовав и познав, что вместе с ними (живет) убийца человечества. Но в то же время, сражаясь с ним в самих себе, они радуются, зная, что любят Бога и что Бог помогает им в их брани с сатаной.

Однако немногочисленны те, которые обладают ведением относительно того, что вместе с ними обитает губитель душ (человеческих. Великими) скорбями стесняются они, и нет никого на земле, кто бы мог утешить их; свои взоры они обращают к небу и оттуда чают (помощи), дабы, получив ее и облачившись в ту (горнюю) Силу и броню Духа, стяжать победу. Ведь (только) с небес (снисходит) сокрытая от плотских очей Сила, которую они приемлют. И поскольку они всем сердцем взыскуют Господа, то Сила Божия ежечасно тайно помогает им. Даже если они, по немощи своей, искушаются сатаной, то и тогда Господь не оставляет их в этих великих искушениях и обстояниях. Сами (незримые) брани научают их, даруя знание того, что есть сатана и как губит он людей; опыт страданий, обретаемый ими в схватках, научает их приближаться к Богу, Спасителю мира. Когда же они, будучи бессильными одолеть врага, осознают немощь свою, тогда (начинают) ревностно искать броню и оружие для себя у Бога. И (лишь) облачившись во всеоружие Духа, становятся они победителями, и враг душ (человеческих) падает под ноги их. Этим (духовным) оружием разрушаются крепостные стены греха, окружающие душу. И тогда души, заключенные во тьме, выходят на свет, приближаются к Отцу своему Небесному, украшаются красотой божественной зрелости, опоясываются славой и силой и обретают знание относительно всех навыков лукавого духа. Об этом и говорит Апостол: «Нам не безызвестны его умыслы» (2Кор.2:11). (После этого души) срастворяются с Духом Святым и творят волю Отца Небесного.

 

3. Знайте же, возлюбленные братия, что, когда они готовят свои души стать (благодатной) землей для небесного семени, в это время враг поспешает посеять там плевелы свои. Потому-то вы и искушаетесь врагом и терпите многие скорби. Знайте также и следующее: если некоторые (христиане), взыскующие Господа не от всего сердца, явно не искушаются сатаной, то (он делает это) тайно, и прелестью своей коварно губит души людей, растлевая и отчуждая их от Бога. Ныне же, братия, дерзайте: не поддавайтесь робости, не бойтесь призраков чуждых и молитвы свои не смешивайте с неуместными жалобными воплями; наоборот, благодать Господа принимайте душой трудливой и умом, алчущим (правды). Ибо (все, что вы претерпеваете), происходит не только с вами, но случается и с другими. (Обычно) это происходит с новоначальными, когда они, начиная усиливаться в молитвах, колеблются искушениями, ибо не приобрели еще навыков (духовной брани), а поэтому, по своему младенчеству, приходят в смятение. Еще, братия, (сугубо) дерзайте – тогда утешитесь и унаследуете (Царство Небесное), имея (постоянное) попечение о душах ваших и ревнуя о настойчивости в молитве. И пусть ум ваш не впадает в уныние, ибо написано: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр.10:36). И Господь сказал: «Истинно говорю, если двое из вас согласятся... чего бы ни попросили, будет им» (Мф.18:19). Ведь те, которые истинно взыскуют Господа, принимают в души Божественную Силу; приближаясь к небесному помазанию, они ощущают в самих себе вкус и сладость будущего века. Поэтому они суть наилучшие из людей, населяющих землю.

Мир Господний, бывший со всеми святыми отцами и хранящий их от всякого искушения, да пребудет и с вами, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

<< Беседа 50           Беседа 52 >>

<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта