Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Духовные беседы (Макарий Великий). Беседа 56

<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>

 

Мы даже вопреки желанию должны понуждать себя не только к молитве, но и ко всем заповедям.

 

1. Нам следует знать, кто такой монашествующий и благодаря какому образу (жизни) он действительно заслуживает имя монаха. Говорим так, как передал (нам) Христос. Во-первых, монах называется монахом потому, что он – един, а также потому, что отказывается от женщины и отрекается от мира, внутренне и внешне. Внешне – ибо отрекается от (всего) материального и от (всех) мирских вещей, а внутренне – ибо отрекается и от самих мыслей об этих вещах, чтобы не воспринять помыслов мирского попечения. Во-вторых, он называется монахом потому, что в непрерывной молитве призывает Бога, дабы очистить ум свой от многих тяжких помыслов. И его ум сам в себе также становится монашествующим, один на один обращаясь к истинному Богу; не воспринимает он злых помыслов, но, постоянно и должным образом очищая себя, остается незапятнанным перед Богом.

 

2. Это зависит от свободного произволения человека. Поэтому если человек желает вручить свое произволение одному только Господу, то он (прежде всего) искореняет в себе страсти и порочные помыслы, очищая таким образом себя и насаждая в себе плоды Святого Духа. А этими плодами являются: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание», – о которых Апостол говорит: «На таковых нет закона» (Гал.5:22–23). И поскольку Бог видит, что произволение человека неустанно предается Ему и устремляется к Нему, то и Сам Он приумножает благодать Свою в этом человеке и обогащает ею его. Наоборот, когда Бог видит, что произволение наше – нерадиво и не устремляется к Нему, но увлекается материальными деяниями, тогда и Сам Он отступает от нас и не радеет о нас. Ведь Бог нуждается только в нашем произволении, поскольку всегда готов сжалиться над нами и просветить нас – лишь бы только мы желали отдать себя (целиком Ему).

 

3. Ибо душе, сотворенной Богом, по естеству присуще любить Его и (полностью) предаваться Ему. Тело же, взятое от земли, о земном и помышляет. Но не только: оно (способно) подвергаться действию сатаны, увлекая к земным попечениям также душу и ум. Поэтому монашествующий должен обладать способностью различения и укрепляться ею, дабы не стать ему, пребывающему в состоянии неведения, побежденным (врагом рода человеческого).

 

4. Нам также следует постигнуть (всем сердцем) слова, сказанные Господом: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Их нельзя понимать в том смысле, что мы должны повесить себя на древе и так следовать за Господом; (смысл этих слов заключается в том, что) монашествующий обязан распять себя в отношении мирских вещей, дабы не быть привязанным к ним; он также обязан постоянно распинать ум свой в молитве, чтобы не быть нерадивым относительно спасения (своего). Ему нельзя воспринимать (умом) лукавые помыслы, но следует уметь различать их и знать, что (все) они – от лукавого. Он должен еще освободить ум свой от всякого развлечения, чтобы они не докучали ему. Ибо если он не сделает этого, то всуе молится, поскольку ум его, блуждая в подобных развлечениях, возносит мнимые молитвы, которые не достигают Бога его. А если молитва является нечистой и не совершается в полноте веры, то она не принимается Богом.

 

5. Сам по себе монашествующий не в силах противостоять диаволу; не может он вырвать (с корнем) из себя греховные помыслы, (полностью) исполнить волю Божию, (в чистоте) соблюсти заповедь Божию и (окончательно) одолеть страсти. Но в его силах вручить свое произволение Богу, молиться Ему и просить Его, чтобы Бог очистил его от сатаны и от действий лукавого; чтобы Бог соблаговолил, через благодать Свою, войти в душу его и царствовать в ней; чтобы Сам Бог творил в нем Свои заповеди и Свою волю, вверив ему всякую добродетель правды (Божией. А правда эта состоит) в истинной вере, действенной молитве, любви от всей души и от всей силы, надежде, посте, воздержании, смиренномудрии, кротости, долготерпении, стойкости и прочих (добродетелях). Получив их, (истинный подвижник уже) не сможет хвастливо говорить: «Я кое в чем преуспел», но во всякое время будет (смиренно) благодарить Бога за то, что, призванный (на помощь), Он все успешно совершил. Ибо (только) терпением в молитве и достигаются великие свершения. Нерадение же, которое дано было людям сатаной, порождает в душе (одну лишь) мрачную черноту; оно уводит человека прочь от Бога и захватывает в плен мысль его.

 

6. Поэтому мы должны бодрствовать, избирая добро, (только) в котором и можем спастись, любить Бога и друг друга – любить не просто (на словах), но истинным образом. Эту любовь и обязан стяжать в себе монашествующий посредством (своего) служения и ее осуществлять на деле, потому что всякое повеление (Божие) там совершается. Ибо писанный закон излагает многие таинства сокровенным образом; монашествующий же, если он непрестанно подвизается в молитве и в общении с Богом, обретает их, и благодать (Божия) являет ему самые сокровенные тайны Писания, внушающие благоговейный трепет. Ведь путем (простого) чтения запечатленного в письменах закона нельзя достичь того, что достигается путем служения Богу, поскольку именно в этом служении и исполняется все. Поэтому избирающий такое служение уже не испытывает большой нужды в (простом) чтении Писания, так как он знает, что все осуществляется в молитве.

 

7. Что же касается греховных страстей, то (монах) ведет великую брань (с ними) и понуждает себя успешно одолеть их; однако (часто) бывает не в силах сделать это. Впрочем, если он настойчив в молитве и в призывании (Бога), все вверяя Господу, то Господь исторгает эти страсти из него и уничтожает их, поскольку (монашествующий) все попечение о себе возложил на Него. Затем благодать Божия осуществляет в (иноке) многие действия свои. Часто его посещает действие (утешения), когда его охватывают столь великое вожделение (к Богу) и столь неизреченная радость, что он оплакивает свое бессилие, так как душа его не может покинуть тело и отойти ко Господу. А иногда, под (действием) благодати Господней, душа его испытывает внутреннюю радость, ибо Господь и строг во всем, и щедр. Однако часто наступает тот час, когда благодать Господня попускает сатане вести брань с монашествующим: тогда на него восстают злые страсти, наводя на (инока) сон, уныние, расслабление и многое другое, что и словом выразить невозможно. Это происходит для того, чтобы (монах), угнетаемый и одолеваемый страстями, с твердой верой призвал Господа, прося Его (облегчить) мучения. Тогда благодать, если видит (монаха) стойким и подлинно взыскующим милости Божией, отражает все поношения врага; она, как того и сама желает, радует сердце его и очищает его от всех козней вражеских. Ибо благодать желает, чтобы человек тяжким трудом и в борении стяжал ее, но она не хочет, чтобы он всегда пребывал в радости и ум его по этой причине впал в леность. Поэтому (монашествующему) следует (постоянно) бодрствовать, борясь с сатаной. Богу слава. Аминь.

 

<< Беседа 55           Беседа 57 >>

<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта