Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

О божественных тайнах и о духовной жизни (Исаак Сирин). Беседа 16

Предисловие  Послесловие

Беседы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14

15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41

 

Его же. Об «осенении».

 

1. Хотя раньше мы уже говорили об этом в другом месте, когда представился подходящий случай, не будет утомительным для нас осветить эту тему дополнительно.

 

2. Осенение есть имя, указывающее на помощь и заступничество, а также на получение небесного дара; например: Дух Святой сойдет и сила Всевышнего осенит Тебя715. Другой <вид осенения имеется в виду> в <словах> Десница Твоя, Господи, осенит меня716, что является просьбой о помощи; так же, как Я осеню этот город и избавлю его717.

 

3. Итак, мы понимаем, что есть два вида действия в осенении, которое приходит к людям от Бога: одно – таинственно и умственно, другое – действенно. Первое есть освящение, принимаемое посредством божественной благодати; то есть, когда, по действию Духа Святого, освящается человек телом и душой, как было с Елисаветой, Иоанном <Крестителем> и блаженной Марией, благословенной между женами – хотя последнее не сравнимо с другими <видами освящения> и выше <того, что дается> чину тварных <существ>.

 

4. Но обратимся к частичному <осенению>, которое случается с прочими святыми, словно с членами тела.

 

5. Таинственный вид осенения, который происходит с некоторыми святыми, есть действенный вид, осеняющий ум; и когда этого осенения удостаивается человек, ум бывает охвачен изумлением и расширен неким божественным откровением. Пока это действие осеняет ум, человек поднят над движением душевных помыслов благодаря причастию Духа Святого. Это то, о чем говорит Апостол Ефесянам в форме молитвы; ибо он хотел научить их этой тайне, когда говорил: Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего718. А для чего это? Дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих719.

 

6. Это один таинственный вид осенения. Когда эта сила осеняет человека, удостаивается он славы нового века через откровение – и это удел, выпавший на долю святых света, о которых говорил блаженный Павел720; его удостаиваются те, что получили освящение ума от Духа благодаря их святому и добродетельному образу жизни.

 

7. Другой вид осенения есть тот, который узнается через действие: это умственная сила, защищающая человека и носящаяся над ним721 постоянно и отгоняющая от него все вредоносное, что может приблизиться к его телу или душе. Невидимо ощущается она умом, который озарен и обладает знанием722 посредством ока веры. На опыте познают его святые, как написано: Ангелы Господни ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их723, и Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь724.

 

* * *

 

715 Лк. 1:35.

716 Пс. 137(Пешитта).

717 4Цар. 19(Пешитта).

718 Еф. 1:17–18.

719 Еф. 1:18–19.

720 Ср. Кол. 1:2.

721 Употреблен тот же глагол, что в Быт. 1:2 («и Дух Божий носился над водою»).

722 Или «является знающим».

723 Пс. 33:8.

724 Пс. 33:20.

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта