Беседы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
725Того же мар Исаака. О том, чем сохраняется сокровенное трезвение в душе. И откуда сонливость и холодность входят в разум, и угашают в душе святую горячность, и умерщвляют стремление к Богу ради духовных и небесных наслаждений726.
1. Нет возможности у сопротивника727 воспрепятствовать желающим благого, если только для хитрого лукавства его не найдется места728 в самих любящих благое. Дело вот в чем: ко всякому побуждению к желанию благого в самом начале возникновения его присоединяется некая ревность, напоминающая по теплоте своей раскаленные угли729. Она обычно, словно стена, окружает это побуждение желания и отгоняет от него всякое возможное препятствие или помеху; ибо обладает она великой мощью и невыразимой силой для всецелого укрепления души730, дабы не ослабевала <душа> и не колебалась под воздействием всевозможных неприятностей. И это первое <побуждение> есть сила святого желания, насажденная в естестве души731, то есть побуждение, возбуждаемое силой «раздражительной» <способности>732, которая естественна для души733, которую Бог естественным образом поместил в нас, дабы охраняла она пределы естества, посылая мощь стремительности своей734 для исполнения естественного желания души, то есть добродетели: без этой <мощи> добродетель не взращивается735. Она и называется «ревностью».
2. Вот что дает <ревность> душе, возбуждая, воспламеняя и укрепляя ее время от времени736, дабы <человек> презирал тело в скорбях и страшных искушениях, встречающих его, дабы с уверенностью предавал он себя на смерть737 и противостоял силам мятежника738 ради исполнения того, что особенно любит душа739.
3. Ибо человек <некий>, облеченный во Христа, где-то в книге своей назвал эту ревность «псом» и «стражем закона Божия», который есть добродетель740. Добродетель же есть исполнение законов Божиих741.
4. Укрепляется же эта сила ревности, пробуждается и воспламеняется, дабы охранять дом, по двум причинам742; также и ослабляется, впадает в дремоту и небрежение по двум другим причинам743. Первая причина воспламенения ее и возбуждения744 – возникновение некоего страха в человеке745, ибо он опасается за добродетель, которую или <уже> приобрел, или должен приобрести, как бы не была она похищена <у него> или погублена по какой-либо случайности, происшедшей с ней. И этот <страх> божественным Промыслом возбуждается во всех подлинных делателях добродетели для трезвения и постоянной ревности души, дабы она не дремала.
5. Когда же страх этот возникнет в естестве – тот «пес», о котором мы говорили746 – ночью и днем, подобно раскаленной печи, разгорается он и пробуждает естество. Как херувим747, бодрствует он и обозревает окрестности на всякий миг. И, как говорит человек, если птица пролетит поблизости, вскакивает он и лает с неописуемо пронзительной силой.
6. Когда страх бывает из-за тела, он – от сатаны; ибо <такой человек> усомнился в вере своей в Промысл Божий748: забыл он о том, как Бог помнит о тех, кто заботится о добродетели749, и <Сам> заботится о <делах> их750 на всякий миг.
7. Как сказал Дух Святой устами пророка: Очи Господни – на праведников, и уши Его – к воплю их751; а помышление Господне752 – на боящихся Его753. И как бы от лица Его говорит он делателям добродетели в другом месте: Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему754. Ибо ангелам Своим заповедает о тебе, и на руках понесут тебя755, а также и прочее, написанное в стихах <этого псалма>.
8. Итак, когда страх этот из-за души, – из-за событий, которые могут случиться с добродетелью, – если только не похищен он и не поврежден той или иной причиной, тогда это помысел от Бога и прекрасное помышление; и от Промысла Божия – эта печаль и страх в душе756, и трепет, мучающий разум своей заботой.
9. Вторая причина757 усиления и воспламенения «пса» – когда особенно возрастает вожделение добродетели в душе. Ибо чем больше вожделение души к тому, что любит она, то есть к божественному помыслу, тем больше воспламеняется естественная ревность по отношению <к добродетели>758.
10. А из причин ослабления и дремоты ее первая759 – когда вожделение <добродетели> притупляется и уменьшается в душе; вторая же – когда некий самоуверенный помысел760 входит в душу и поселяется <в ней>, так что человек уверен <в себе> и весьма часто думает761, что ему не нужно бояться ничего, что может повредить ему. И тогда762 отбрасывает он от себя оружие ревности и становится словно неохраняемый дом, <возле которого> спит «пес», оставив стражу свою.
11. Ибо из-за такого помысла большинство этих мысленных домов бывает ограблено: это случается, когда помрачается сияние763 пламени святого знания, которое в душе764. Из-за чего это, если не <из-за того, что> или некий тонкий помысел воображения закрадывается в душу, или человек склонен слишком предаваться заботе о телесном, или у него слишком частые встречи с миром765.
12. Когда бы ни согласился подвижник на встречу с миром, тотчас ослабевает душа его. Особенно же – <при встрече> с женщиной, а также если посещают его многие: при лицезрении их душа по необходимости обуревается тщеславием. Короче, когда бы ум-кормчий766 ни встретился с миром, уподобляется он капитану767, который при мягком попутном ветре768 спокойно вел <корабль> по морю в сторону гавани – и вдруг оказался выброшенным на рифы769.
* * *
725 Эта беседа имеется также в 1-м томе творений преп. Исаака: см. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. Сс.143–146 (Слово 32). В издании Беджана эта беседа содержится под номером 55, в греческом печатном издании – под номером 61. В примечаниях к нашему переводу этой Беседы мы указываем на некоторые наиболее существенные разночтения между сирийским оригиналом и греческим переводом.
726 Греч. «умерщвляют стремление к Богу от теплоты духовных и небесных <вещей>».
727 Или «сопротивной силы» (saqublyuta), т.е. диавола.
728 Или «возможности». Греч. «если только лукавый не обретет места».
729 Букв. «угли огня».
730 Букв. «дабы укрепить всю душу». Греч. «И многую крепость и невыразимую силу имеет эта ревность для того, чтобы окружать душу на всякий час».
731 Греч. «естественно насажденная в естестве души».
732 Преп. Исаак следует традиционному делению души на три части. Ср. примеч. 58 к Беседе 1.
733 Букв. «для нее». Греч. «Эта ревность есть мысль, движимая раздражительной силой, присущей ей (т.е. душе)».
734 Греч. «посылая мысль свободы своей». Сирийское слово hipa, буквально означающее стремительный поток воды, передано в греческом переводе словом eleutheria – «свобода».
735 Греч. «во исполнение естественного желания, присущего душе: оно есть добродетель, которая без блага не взращивается».
736 Греч. «И называется она ревностью, ибо она есть <то, что> движет, возбуждает, возжигает и укрепляет человека время от времени».
737 Греч. «дабы всегда предавал он на смерть душу свою».
738 Букв. «встречал силы мятежника», т.е. диавола. Греч. «и отвечал отступнической силе».
739 Т.е. добродетели.
740 Ср. Евагрий. Главы дополн. 10 (изд. Frankenberg, 430).
741 Греч. «Ибо добродетель называется законом Божиим».
742 Греч. «двумя способами».
743 Греч. «двумя способами».
744 Букв. «жара ее и бдительности».
745 Греч. «А именно, пробуждение и воспламенение ее происходит, когда в человеке возникнет некий страх».
746 По чтению Bodleian syr.e.7, «о котором они говорят».
747 Греч. «наподобие херувимов». Ср. Быт. 3:24. В Пешитте речь идет о «херувиме» (в единственном числе), тогда как в еврейской Библии и в Септуагинте – о «херувимах» (во мн. ч.). Отсюда разночтение между сир. и греч. текстом преп. Исаака.
748 Греч. текст здесь имеет лакуну, в результате чего фраза теряет связность: «И страх этот когда бывает, из-за чего усомнился он в Промысле Божием в вере своей».
749 Греч. «о подвизающихся за добродетель».
750 Греч. «и посещает их».
751 Пс. 33:16.
752 Или «цель Господня». Греч. «держава Господня» (в соответствии с чтением Септуагинты).
753 Пс. 24 (Пешитта).
754 На этом кончается цитата из псалма в греч. переводе преп. Исаака. Следующая фраза отсутствует.
755 Пс. 90:10–12 (с сокращениями).
756 Здесь кончается фраза в греч. тексте.
757 Греч. «второй способ».
758 Греч. «Ибо насколько возрастает в душе вожделение, настолько же воспламеняется и тот пес, который есть естественная ревность о добродетели».
759 Греч. «Первая же причина охлаждения ее».
760 Букв. «некий помысел уверенности (дерзости)». Греч. «некий помысел превозношения и дерзости».
761 Греч. «надеется, помышляет и воображает человек».
762 Букв. «и отсюда».
763 Или «светозарность», «просветленность».
764 Греч. «помрачается чистота того озарения и святого знания, которое в душе».
765 В рукописи British Library, Add.14633 добавлено на полях: «О чрево, госпожа пороков!» Именно этому чтению следует греч. перевод, в котором данное место читается так: «или слишком часто беседует он с миром и похотями его, или <это случается> от чрева, госпожи всех пороков».
766 Сир. hawna (anoza. Слово (anoza имеет два значения: 1) кормчий, штурман, капитан; 2) беглец, беглый раб. В греч. переводе – o drapeteuon (беглец).
767 Сир. qubarnita является калькой с греч. kybernetes (капитан, кормчий).
768 Букв. «при мягком дуновении ветра сзади».
769 Греч. «И если следует сказать коротко, подобен ум беглеца, когда бы ни встречался он с миром, кормчему, в тишине двигавшемуся по морю, и вдруг наскочившему на камни и потерпевшему кораблекрушение. Богу же нашему слава, держава, честь и великолепие во веки. Аминь».