Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

О божественных тайнах и о духовной жизни (Исаак Сирин). Беседа 2

Предисловие  Послесловие

Беседы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14

15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41

  

Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак появления259 лучей разумения в душе260.

 

1. Появление261 различных <признаков> разумения <состоит> в непрестанном восхвалении262 Бога разумными <существами>. То же <относится> и к тварности души, столь чудесной по естеству своему: не для чего иного сотворена она благим Создателем своим, кроме как для того, чтобы наслаждаться познанием божественной славы, наподобие того, как невидимые силы263, сродники души, пребывают в постоянном наслаждении славой этого преславного Бытия.

 

2. Итак, душа, которая постоянно занята восхвалением Бога264, пребывает в тварности естества своего265. По этой причине и привел Он тварь в бытие, а именно – для того, чтобы она познавала Его и восхваляла Его, и чтобы благодаря этому возвышалась она до наслаждения вечной славой Того, Кто неописуем для всех и непостижим. Ибо слава божественного Естества через постоянное собеседование хвалы Богу открывается душе.

 

3. Также и тварь многоразличная мира сего с той же целью пришла в бытие, а именно – чтобы славу Божию познавал разум словесных <существ>, а не только ради того, чтобы ели, или пили, или вступали в брак, хотя многие невежды и воображают, что это так.

 

4. Ибо Бог мог создать всех людей, которые в мире, таким же образом, каким <Он создал> умные естества266, без того, чтобы они происходили один от другого267, но чтобы, подобно тем <естествам>, не нуждались они в пользовании стихиями для возрастания своего. И ясно, что цель этого творения – не в том, чтобы <люди> были оставлены в таком же состоянии268 навечно, как некоторые <думают>, ибо окончится все, что считается приятным и достославным в мире сем, и даст Бог людям другие формы бытия269, благодаря чему откроется мирам цель, с которой прежде восхотел Он вести творение в этой форме бытия. <А цель заключается не в том>, чтобы оставить <человека> на животном уровне270; ибо вот, многие даже здесь отвергают земные наслаждения271. Напротив, всемудрый Бог прежде всего поместил эту видимую тварь <в мире сем>, дабы через видимое люди и другие словесные <существа> начали приближаться к познанию этого славного Естества.

 

5. Ибо не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала подводить их к совершенному знанию <предмета>, не научив их прежде как следует буквам алфавита и чтению по складам272. Также очень плохо273, когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое274. Опять же, если кто хочет пригласить много <людей> на обед, прежде всего выносит он на обозрение просто приготовленные блюда275 и менее драгоценную посуду276, а потом постепенно <выносит> то, что и выглядит великолепно и приготовлено чудесно.

 

6. Таким же образом Бог, Господь всех, явил силу премудрости Своей и любви Своей в содержимом этого видимого мира, который, если можно так сказать, неописуемо более низок, чем те <блага>, что будут явлены впоследствии. Ибо напоследок оставил Он достославное блаженство и восхитительное зрение того изумительного мира, которому уготовано величием силы Его и обилием любви Его прийти в бытие277.

 

7. Таким же образом, как сказал я выше в этой Беседе, когда душа движима к наслаждению славы благодаря постоянному собеседованию с Ним и счастлива она пребывать в нем278 непрестанно, познает она, по благодати Духа Святого, то, во что в конце концов будет облечена. <Это дается ей> здесь словно в залог, насколько позволяет ограниченность человеческого естества, и удостаивается она образа жизни истинной свободы, как бы предвкушая ее здесь279.

 

* * *

 

259 Или «откровения».

260 Нумерация абзацев в этой Беседе принадлежит нам, однако соответствует делению текста в рукописи.

261 Или «проявление».

262 Букв. «непрестанности восхваления».

263 Т.е. ангелы.

264 Букв. «хвалами божественными».

265 Т.е. в своем естественном тварном состоянии.

266 Букв. «естества, <наделенные> знанием», т.е. ангелов.

267 Букв. «следовали один за другим».

268 Букв. «с теми же <вещами>».

269 Букв. «и в других формах (образах) бытия устроит Бог людей».

270 Букв. «почтить чин животных».

271 Букв. «отвергают эти вещи».

272 Букв. «буквам и слогам». Ср. Евагрий. Гностик 25.

273 Букв. «весьма ненавистно».

274 Букв. «когда высокие (вещи) предлагаются прежде служения низких».

275 Букв. «низкие приготовления».

276 Букв. «меньшие сосуды для использования».

277 Или «быть явленным», «открыться».

278 Т.е. в собеседовании.

279 Букв. «вкушая ее здесь, словно в залоге».

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта