Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

О божественных тайнах и о духовной жизни (Исаак Сирин). Беседа 21

Предисловие  Послесловие

Беседы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14

15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41

 

О том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию927 благодаря помощи свыше928. И с какой целью трудится она в трудничестве своем.

 

1. Итак, когда ты ослаб и утомился от труда псалмопения с этим постоянным повторением обычных <молитв>, и не способен ты уже более трудиться в этом так, как раньше, – из-за старости, или из-за великой немощи тела, – <тогда> трудись вместо этого в молении, прошении и в подобных <деланиях>. Долго и настойчиво приноси моление твое, проси усердно и трудись в молении твоем с сердечным усилием929. Будь настойчив, продлевай <молитву> и растягивай ее надолго930, пока не откроется для тебя дверь.

 

2. Ибо милостив Господь наш, и примет Он тебя не за труд твой, но за благое намерение разума твоего931. Озарена будет душа твоя, когда продлишь ты моление свое, и воспламенятся помыслы твои любовью к Нему932. Таким образом получишь ты помощь от Бога в малых трудах слабого тела твоего. При этом, насколько возможно, не оставляй полностью свои малые службы933 – чтобы не оказаться тебе подобным человеку, который не желает подчиниться правилу. Ибо это <приведет> к нападениям на тебя демона гордыни, как <случается> с тем, кто вообразил, что он более не нуждается в этом; или ты мало-помалу добровольно придешь в расслабление.

 

3. Я не навязываю какого-либо необходимого времени <для правила>, но лишь говорю о том, что может случиться и произойти.

 

4. Нет также ничего предосудительного, если в течение времени, которое соответствует <нашей> силе934 – или даже не соответствует – мы стоим или сидим; ибо сопутствует нам великий страх и трезвение, возбраняя нам впасть в презрительное отношение к Богу в то время, когда служба совершается нами и когда молитвенное жертвоприношение приносится Ему935.

 

5. Но ты должен беспокоиться о сознательной и вдумчивой <молитве>, а не об определенном <временном> пределе, и не заботиться особенно о количестве936, ибо последнее весьма часто становится причиной для смущения. Но <нужно думать> о том, как сердцу нашему приблизиться к Богу в службе и молитве: для этого подчиняешься ты закону детей937.

 

6. Но даже более, чем на псалмопение, обрати внимание на эти <вещи> и особенно пользуйся ими, иногда стоя на ногах, иногда – на коленях, иногда же сидя.

 

7. Также нет <ничего>, что препятствовало бы тебе во всей полноте воспринять все это938 из псалмов и использовать их. Также и восхитительные слова, изложенные в песнях, которые предназначены Святой Церковью <для употребления>939, вместе с прочими возвышенными словами, которые Дух положил на музыку, и песнопениями, могут занимать место совершенной молитвы в человеке. <Когда мы> размышляем над ними, они рождают в нас чистые молитвы и высокие прозрения и приближают нас таким образом к просветленности мышления и изумлению Богом, а также к другим <вещам>, посредством которых Господь умудряет тебя и просвещает в те времена, когда ты выбираешь соответствующие стихи и в просительном настроении940 приносишь их Господу твоему, повторяя их подолгу и в тишине.

 

8. Также и псалмопение, <совершаемое> с таким настроением941, приносит больше пользы человеку, чем чин чтения часов. Это <относится> к людям, которые достигли <высокого> уровня и которые вошли в тот образ жизни, когда даже в молении своем удостаиваются они дарований от Бога. И по причине сосредоточенности разума своего весьма преуспевают они в <молении>; душа же приближается942 к великой добродетели в этих трудах и постоянно удостаивается помощи свыше. Весьма часто приобретает она и некую просветленность помыслов на пути своем, среди продолжительных молений своих.

 

9. Но мы не должны стремиться к этому сразу, ибо не многие обретают это, а лишь избранные943. Такие <вещи> приходят не в соответствии с трудами, но в соответствии с Божиим замыслом и знанием, ибо знает Он, кому следует даровать это. Нам же не следует терять надежду в подвижничестве нашем во все время жизни нашей.

 

10. Обретя это, не должны мы превозноситься и воображать, будто благодаря великому нашему подвижничеству944 удостоились мы этого. Если же это задерживается для нас945, не стоит печалиться и удручаться, подобно людям, служащим Богу ради вознаграждения: таков образ мыслей тех, кто не обучен в труде смирения и в стремлении к Богу. Ибо мы понимаем, что эти и подобные <состояния>, как сказал я, не за многие труды дает Бог человеку, и не из-за нехватки таких <трудов> задерживает их, но <дает их> тем, о ком Он знает, что им это будет полезно.

 

11. Достоинство или недостоинство также не имеют <прямого отношения> к этим вещам, но <даются они в соответствии> с волей, которую проявляет человек по отношению к Богу, <и с тем>, насколько разумом своим удаляется он от мира из любви к Богу и просветляется946.

 

12. Итак, признаком нашего преуспеяния будем полагать то, что день ото дня видим мы страсть умаляющейся в душе нашей947 и таким образом все более приближаемся мы к Богу и удостаиваемся, сами того не сознавая, неисчислимых даров Его.

 

13. Ибо весьма возвышен и велик, насколько вообще можно говорить об этом, труд чтения948. Ибо оно есть дверь, через которую входит ум в божественные тайны и приобретает силу для <достижения> просветленности в молитве. И омывается он радостью949, блуждая по <деяниям> домостроительства Божия, <то есть> того, что <Бог совершил> по отношению к людям; ибо эти <деяния заставляют> нас непрестанно пребывать в изумлении, и от них размышление тоже получает силу, что является плодом того подвижничества, о котором мы говорим. <От этих деяний> просветляется и усиливается молитва, взяты ли они из духовных писаний950, или из произведений великих учителей Церкви, посвященных домостроительству951 или научающих тайнам подвижничества952.

 

14. Эти два вида чтения полезны для духовного человека. Что же касается прочего, то всякое существующее чтение нанесет ему ущерб, помрачит разум <и отвлечет его> от стремления к Богу953; помрачение и уныние954 принесет он ему во время службы и молитвы.

 

15. Ибо без чтения невозможно уму приблизиться к Богу: оно охватывает955 мышление и на всякий миг направляет его к Богу; оно омывает956 его от помышлений этого материального мира957 и заставляет его постоянно пребывать превыше плоти. Нет другого труда, благодаря которому человек больше преуспевает, если только он читает <Писание> ради истины, чтобы приобрести благодаря ему эти <блага>.

 

16. Есть, опять же, люди, которым даже чтение о <делах> домостроительства <Божия> не приносит никакой пользы и не помогает. По большей части они даже еще более помрачаются, потому что им гораздо необходимее чтение о том, как усмирять страсти. Каждый человек получает пользу от чтения, <соответствующего> его уровню958, получает помощь и преуспевает благодаря <такому чтению>.

 

17. Однако, для этого уровня подвижничества959 весьма полезно чтение о домостроительстве, долгое просветленное собеседование о нем и книги, тщательно <составленные> божественными и просвещенными писателями на эту <тему>. Весьма радуется душа и обнажается от страстей благодаря этим книгам960.

 

* * *

 

927 Или «к образу жизни свободы».

928 Букв. «небесной помощи».

929 Букв. «с трудом сердца».

930 Или «проводи в ней долгое <время>».

931 Букв. «в соответствии с намерением разума твоего».

932 Или «любовью Его».

933 Или «краткие <молитвенные> правила».

934 По рукописи Paris syr.298: «<нашему> бессилию», «немощи».

935 Букв. «и когда приносится <в жертву> молитва в Его присутствии».

936 Букв. «Но о знании и рассудительности, а не о <временном> пределе и смятении, а <также> не о количестве должен ты беспокоиться».

937 Вар. «подчиняешься ты Ему в свободе детей».

938 Букв. «воспринять полноту этих вещей».

939 Термин «песни» (tebhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением.

940 Вар. «с молитвенной целью».

941 Букв. «намерением».

942 Букв. «склоняется».

943 Букв. «лишь отдельные <лица>».

944 Букв. «великого нашего подвижничества (образа жизни)».

945 Или «удерживается от нас».

946 Букв. «насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу».

947 Или «в нас».

948 Сир. alma d-qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания.

949 Букв. «и плавает он, и радуется».

950 Вар. «из писаний Духа».

951 Букв. «на тему домостроительства».

952 Т.е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви.

953 Или «от цели, которая в Боге», «от мысли, <направленной> к Богу».

954 Сир. amtana w-quttáa. Последний термин соответствует греческому akedia (уныние, отчаяние, безнадежность).

955 Букв. «вытаскивает».

956 Букв. «крестит».

957 Букв. «от этого телесного мира с его помышлениями (sukkale)».

958 Букв. «от чтения своей меры».

959 Т.е. для того уровня, о котором идет речь в настоящей Беседе.

960 Букв. «этим целям», или «этим темам», т.е. книгам, написанным на эти темы.

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта