Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

О божественных тайнах и о духовной жизни (Исаак Сирин). Беседа 22

Предисловие  Послесловие

Беседы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14

15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41

 

Об изменении образа жизни: каким образом один образ жизни заменяется с божественной целью961 на другой. И как и каким образом преуспевшие заменяют один образ жизни на другой, высший. И в какой степени заменяют они его, а в какой <продолжают> пользоваться им. И на другие темы.

 

1. Также и это следует знать: не одинаков по способу и цели труд для начальной, промежуточной и заключительной степени. Начальная степень <предполагает> труд со многим молитвословием и является только умерщвлением тела посредством усиленного поста.

 

2. На промежуточной степени эти <делания> уменьшаются962, и усердие в них заменяется на <усердие> в других <деланиях>, труд чтения и особенно коленопреклонение.

 

3. На третьей степени уменьшается963 усердие в том, что относится к предыдущей <степени>, <и человек> трудится в размышлении и молитве сердца.

 

4. Не так, чтобы на каждой из этих степеней полностью оставлялись труды предыдущей <степени>, но изменяются способ и цель <трудов>: усердие в них измеряется соответственно тем различиям, которые свойственны964 им, и соответственно их вкусу; и от внешнего движутся они к внутреннему965.

 

5. Слушай, как это происходит: к средней степени относится псалмопение и труд поста; но это уже не <делается> без рассудительности или непоследовательно, как <случается> с чином новоначальных.

 

6. Подобным же образом даже на степени966 совершенства остаются чтение, труд коленопреклонений и псалмопение, но более важным, чем они, является постоянное размышление о домостроительстве <Божием> и сокровенная молитва, поскольку нет <более> нужды в большом количестве прежденазванного и поскольку, упражняясь в этом лишь совсем недолго, человек бывает восхищен в изумление и пребывает в нем. Таким же образом непродолжительного чтения Писания и <краткой> службы псалмов967 достаточно для него. Такие <люди> не трудятся много над этим, потому что в тот самый миг, когда начнут они псалмы или молитву, пленяются они другими <вещами>, которые превосходят всякое здешнее знание: их уму не позволяется задерживаться в этом968 надолго.

 

7. Таковы изменения и перемены, о которых говорят Святые Отцы, что они есть на пути добродетели969.

 

8. Под «переменами»970 они подразумевают изменение целей и способов трудов <по мере приобретения> знания, как показано выше.

 

9. Под «изменениями»971 же – <различные> виды борений и вспомоществование благодати, – <то, что случается> во все времена с отшельниками, преуспевающими в безмолвии972, – а также изменение в действиях Духа Святого и различные утешения, которые от Бога посылаются святым.

 

* * *

 

961 Вар. «с божественным намерением».

962 Букв. «Средняя вершина уменьшает их».

963 Букв. «Третья вершина уменьшает».

964 Букв. «сопутствуют».

965 Букв. «от простоты своей внешней <деятельности> продвигаются они внутрь».

966 Букв. «вершине».

967 Букв. «небольшого количества писания и службы псалмов».

968 В псалмопении и молитве.

969 Ср. авва Исаия. Слово 24.1 («О бесстрастии»): «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение...»

970 Сир. hulapa означает «обмен», «замена», «перемена».

971 Сир. (uhlapa означает «изменение», «разница».

972 Букв. «на их пути, который в безмолвии».

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта