Беседы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
Об изменении образа жизни: каким образом один образ жизни заменяется с божественной целью961 на другой. И как и каким образом преуспевшие заменяют один образ жизни на другой, высший. И в какой степени заменяют они его, а в какой <продолжают> пользоваться им. И на другие темы.
1. Также и это следует знать: не одинаков по способу и цели труд для начальной, промежуточной и заключительной степени. Начальная степень <предполагает> труд со многим молитвословием и является только умерщвлением тела посредством усиленного поста.
2. На промежуточной степени эти <делания> уменьшаются962, и усердие в них заменяется на <усердие> в других <деланиях>, труд чтения и особенно коленопреклонение.
3. На третьей степени уменьшается963 усердие в том, что относится к предыдущей <степени>, <и человек> трудится в размышлении и молитве сердца.
4. Не так, чтобы на каждой из этих степеней полностью оставлялись труды предыдущей <степени>, но изменяются способ и цель <трудов>: усердие в них измеряется соответственно тем различиям, которые свойственны964 им, и соответственно их вкусу; и от внешнего движутся они к внутреннему965.
5. Слушай, как это происходит: к средней степени относится псалмопение и труд поста; но это уже не <делается> без рассудительности или непоследовательно, как <случается> с чином новоначальных.
6. Подобным же образом даже на степени966 совершенства остаются чтение, труд коленопреклонений и псалмопение, но более важным, чем они, является постоянное размышление о домостроительстве <Божием> и сокровенная молитва, поскольку нет <более> нужды в большом количестве прежденазванного и поскольку, упражняясь в этом лишь совсем недолго, человек бывает восхищен в изумление и пребывает в нем. Таким же образом непродолжительного чтения Писания и <краткой> службы псалмов967 достаточно для него. Такие <люди> не трудятся много над этим, потому что в тот самый миг, когда начнут они псалмы или молитву, пленяются они другими <вещами>, которые превосходят всякое здешнее знание: их уму не позволяется задерживаться в этом968 надолго.
7. Таковы изменения и перемены, о которых говорят Святые Отцы, что они есть на пути добродетели969.
8. Под «переменами»970 они подразумевают изменение целей и способов трудов <по мере приобретения> знания, как показано выше.
9. Под «изменениями»971 же – <различные> виды борений и вспомоществование благодати, – <то, что случается> во все времена с отшельниками, преуспевающими в безмолвии972, – а также изменение в действиях Духа Святого и различные утешения, которые от Бога посылаются святым.
* * *
961 Вар. «с божественным намерением».
962 Букв. «Средняя вершина уменьшает их».
963 Букв. «Третья вершина уменьшает».
964 Букв. «сопутствуют».
965 Букв. «от простоты своей внешней <деятельности> продвигаются они внутрь».
966 Букв. «вершине».
967 Букв. «небольшого количества писания и службы псалмов».
968 В псалмопении и молитве.
969 Ср. авва Исаия. Слово 24.1 («О бесстрастии»): «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение...»
970 Сир. hulapa означает «обмен», «замена», «перемена».
971 Сир. (uhlapa означает «изменение», «разница».
972 Букв. «на их пути, который в безмолвии».