Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

О божественных тайнах и о духовной жизни (Исаак Сирин). Беседа 26

Предисловие  Послесловие

Беседы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14

15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41

 

Того же блаженного мар Исаака. О том, что именно Бог попускает тяжким испытаниям находить на нас и что Сам милосердный Господь допускает эти периоды уныния, когда мы скорбим и страдаем997.

 

1. Если уготованных нам отдохновений и утешений, которые Богом предназначены для того, чтобы постоянно находить на нас, не отравляет совесть наша998 и не препятствует им, будем мы во все дни наши неизменно испытывать отдохновения и наслаждения. Но для того, чтобы исправлялась безумная совесть наша, которая постоянно нуждается в биче, уготовано нам во все времена огорчение вместо отдохновения и наказание вместо вспоможения.

 

2. Поэтому обвиняй совесть свою в черствости999, когда бы ни был ты огорчен изменением в сторону1000 злостраданий или уныния. Ибо именно она уходит <в сторону> и постоянно хватается за испытания, <которые сама же> и навлекает на тебя.

 

3. <И делает она это> или из-за безумных мнений относительно Бога1001, или из-за самомнения человека1002, или из-за того, что обвиняешь ты ближнего своего в чем-либо и угрожаешь ему, или из-за того, что ожидаешь ты от людей какого-нибудь <знака> уважения, как будто бы обязаны они <оказывать> тебе его!

 

4. Все это полностью исцеляется и исправляется лекарством смирения.

 

5. Если бы смирение было присуще совести твоей1003, не оставалось бы места для того, чтобы все эти <пороки> задерживались там.

 

6. Поистине, ни одно дурное деяние не имеет такого дурного возмездия, как в случае безумного разумения, которое не желает ни осуждать или обвинять себя, ни уклоняться от того, чтобы постыдным образом огорчаться различными приключающимися обстоятельствами, подобно <человеку>, который пришел к мысли о том, что Бог для него не существует, тогда как именно от Бога все это и происходит.

 

7. Приблизься немного к Богу в испытаниях твоих посредством совести, о человек! Сознаешь ли ты, на Кого изливаешь гнев свой?1004 Ты бы тотчас успокоился, если бы мудро помнил о сокровенном Промысле Его1005.

 

* * *

 

997 Заглавие переведено нами не дословно ввиду сложности синтаксиса.

998 Или «сознание наше».

999 Букв. «обвиняй совесть свою как черствую (atora)».

1000 Букв. «по способу».

1001 Букв. «из-за безумных мнений, которое оно имеет о Боге».

1002 Вар. «из-за <высокого> мнения человека о самом себе».

1003 Букв. «свободно блуждало в совести твоей».

1004 Букв. «против Кого громыхаешь ты – сознаешь ли?»

1005 Букв. «о сокровенности Промысла Его».

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта