Познаем мир вместе
КАТАЛОГ БРЕНДОВ ОДЕЖДЫ ИЗ БЕЛАРУСИ
новые СТАТЬИ сайта

О божественных тайнах и о духовной жизни (Исаак Сирин). Беседа 29

Предисловие  Послесловие

Беседы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14

15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41

 

Его же. О великих благах, рождающихся от собеседования с Писанием, от сокровенного служения и от размышления о нем и постоянного исследования его, и от поиска цели учения его. И против тех, кто считает ненужным прилежно заниматься этим чудным и божественным трудом. И ублажение тех, кто удостоился в этом размышлении и полезном труде провести дни свои в мире сем.

 

1. Удивляюсь я также людям, которые, когда видят человека, трудящегося в чтении Святых Писаний и усердно изыскивающего смысл их1012, постоянно пребывающего в собеседовании с этими и подобными размышлениями на тему сокровенного служения, говорят ему некое весьма грубое слово, безвкусное и безумное, вроде: «Сколько бы ни читал ты и ни трудился, труд <твой> бесполезен». Особенно же <удивляюсь я> тем, которые <говорят что-либо> вроде: «Какой смысл в этих исследованиях, и какая польза для тебя праздно проводить время в изыскании смысла Писания и тому подобного? Делом надо заниматься! Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужно целыми днями корпеть над Писаниями и заниматься другими подобными вещами»1013.

 

2. Не понимают они, что говорят, и не знают, что именно это – то есть чтобы ум человека был наполнен1014 <мыслью> о божественном домостроительстве и постоянной памятью1015 о нем благодаря восхитительной мысли, посеянной в <уме> чтением <Писания> и поиском его сокровенного смысла1016 – <это самое> и есть настоящее дело1017 и исполнение1018 всех заповедей Господа нашего.

 

3. Ибо упражняться только в телесных подвигах – значит идти путем мирян и быть на их уровне1019. Но тот, у кого память постоянно связана с Господом нашим посредством чтения и молитвы, кто доискивается той цели, к которой <направлены> движения разума, утешение и надежда на сокровенное1020, кто посредством этого1021 обуздывает ум свой, <дабы не> блуждал среди страстей, а также посредством наслаждения собеседования с Богом1022 – такой <человек> преуспел во всех добродетелях1023 и достиг всецелого совершенства1024 без какого-либо недостатка. Все же прочие, кто – каждый в свою меру – исполняет те или иные добродетели1025, находятся ниже этого <человека> на пути <исполнения> заповедей.

 

4. Мы же возрадуемся и возблагодарим Бога за то, что удостоились хотя бы на малое время возможности избежать болтовни и разговора со страстями, хотя с целью борьбы1026 мы можем быть заняты ими; ибо мы оказываемся хотя бы на один миг благодаря собеседованию с каким-либо прекрасным размышлением превыше борений и размышления о состязаниях <со страстями> и об образах страстей. А без постоянного чтения в безмолвии, без мысли <о Боге>, без поиска сокровенного смысла1027 и без молитвы приобрести это невозможно.

 

5. Чтение, конечно же, есть источник и родитель молитвы; оба они1028 к любви Божией переносят нас. И, подобно меду в сотах1029, изливается в сердце наше сладость <любви этой> постоянно; и ликует душа наша от того вкуса, который изливают в сердце наше сокровенное служение и чтение.

 

6. Кто когда-либо познал то пламя, которое охватывает сердце благодаря этому?1030

 

7. Если хранение сердца намного важнее, чем что бы то ни было, оно никоим образом не может появиться благодаря борениям и ухищрениям, но только благодаря собеседованию с Богом. Поэтому блаженны те, кто удостоился этого, ибо, соединившись с Господом нашим в мысли сердечной и полноте ума, благодаря постоянной памяти о Нем удостоились они избежать собеседования и разговора со страстями, возжелав одного лишь собеседования с Богом1031. Постоянное чтение с прекрасными1032 размышлениями, исследованием и поиском тайн – все это есть прекрасное1033 собеседование с Богом. Кто постоянен в этом, тот придет к всецелой совокупности телесных служений1034. Многократно благодаря этому1035 <случается>, что даже воспоминание мирских образов не появляется в разуме, особенно у тех, кто читает и размышляет с той целью, чтобы ум их произрастил некую тайну истины1036 по причине постоянного наслаждения великими словами, над которыми размышляют1037 они ночью и днем.

 

8. Прекрасным деланием инока1038 и главным служением его является то, чтобы в мысли своей и воспоминании своем был он соединен с Господом нашим, хотя бы частично. Если человек достиг этого, то какой еще работы требуют от рук наших те «умники»1039, которые имеют праздный ум и <в действительности сами> являются неучами?1040

 

9. Блажен ум, удостоившийся того, что является <плодом> постоянного размышления о Боге, раздумья1041 и мысли о тайнах Его. Исполняется на нем на всякий миг сказанное: Господи, Ты исполнил сердце мое веселием1042. И что может быть более великим, чем то, когда человек постоянно радуется в Боге и на всякий миг славит Его новым славословием, которое вырывается <у него> от изумления и от радующегося сердца – вместе со <всем> прочим, что рождается отсюда1043, <как например> та молитва, что изливается внезапно, постоянно и невольно, из глубины сердца, ставшего искателем созерцаний?1044

 

10. Поистине, утомление в чтении словно бы обличает того, кто читает, и это относится к области праздности1045. Оно1046 отгоняет от нас мысль о Боге, и беседа с ним заставляет ум наш думать о мире, воображать людей и их дела, словопрения, и прочее. Иногда же <люди> читают только ради начитанности1047, чтобы получить благодаря <Писаниям> человеческую славу или чтобы изощрить разум.

 

11. Тот же, кто ради истины занимается Писаниями, постоянно находится умом на небе и разговаривает с Богом на всякий миг, и помысел его вращается в мыслях о будущем веке1049. И всегда презирает он мир сей1049; разум же его размышляет о надежде на грядущее. И в течение всей жизни своей не избирает он делания, труда или служения, которые были бы выше этого.

 

12. Что сравнится с этим? То, чтобы человек в мире сем уподобился ангелам и мысль его была постоянно о Боге и о божественном1050. Даже если у такого человека как все-таки облеченного в плотское естество появляется по временам какая-либо человеческая страсть, она быстро отходит от него, не будучи в силах как-либо повредить ему. И если случится с ним, что он будет действовать как связанный с плотским естеством, без промедления исцеляется он тем, что немедленно отвращается от этого и снова возвращается1051 к своим обычным мыслям – тем, которыми сердце его само постоянно занято. И на высоту собеседования с ними возводится он, и никакого даже малейшего следа или дуновения1052 той страсти не остается в нём.

 

* * *

 

1012 Букв. «прозрения, которые в них».

1013 Букв. «Зачем исследовать, и какая польза для вас делать себя праздными в поисках созерцаний (téoryas – духовных значений) и тому подобных вещей? Деятельность – вот что требуется! Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужен великий труд над Писаниями и занятия подобного рода».

1014 Вар. «чтобы человек наполнил свой ум».

1015 Букв. «постоянством памяти».

1016 Букв. «поиском сокровенных <вещей>».

1017 Букв. «совершенная деятельность».

1018 Букв. «совокупность».

1019 Букв. «Ибо если человек исполняет только дела, которые совершаются <при помощи> тела – это путь и чин мирян».

1020 Вар. «посредством чтения, молитвы и поиска той цели, которая <предполагает> движения ума, утешение и надежду на сокровенные <вещи>».

1021 Т.е. посредством движений ума, утешения и надежды на сокровенное.

1022 Или «наслаждения, <происходящего> от собеседования с Богом».

1023 Букв. «такой человек все деяния добродетелей утвердил в себе».

1024 Вар. «довел <их> до полного совершенства».

1025 Букв. «кто трудится на всех уровнях (мерах) всех добродетелей».

1026 Или «в форме борьбы», «под видом подвига».

1027 Букв. «поиска сокровенных <вещей>».

1028 Т.е. чтение и молитва.

1029 Букв. «меду и сотам».

1030 Букв. «благодаря этим <вещам>», т.е. благодаря любви Божией и ее сладости.

1031 Букв. «благодаря возвышению в желании собеседования с Богом».

1032 Или «добродетельными».

1033 Или «добродетельное».

1034 Т.е. кто упражняется в духовном делании, тот тем самым как бы совершает все телесные подвиги.

1035 Т.е. благодаря молитве и чтению.

1036 Или «некое таинство истины»; или «некий истинный символ».

1037 Букв. «трудятся», «работают».

1038 Или «отшельника», «монаха».

1039 Или «мудрецы» (слово употреблено в ироническом смысле).

1040 Преп. Исаак продолжает полемику с теми людьми, которые говорят «Делом надо заниматься!» (см. параграф 1-й настоящей Беседы).

1041 Букв. «блуждания».

1042 Пс. 4:7-8.

1043 Букв. «вместе с прочими <вещами>, которые рождаются отсюда».

1044 Или «искателем духовных значений <Писания>».

1045 Вар. «и это – удел праздных».

1046 Т.е. утомление.

1047 Или «ради вычитывания».

1048 Букв. «помысел его блуждает в стремлении к будущему веку».

1049 Букв. «презираем в очах его мир сей».

1050 Букв. «о божественных <вещах>».

1051 Или «немедленно возвращается от этого и снова обращается».

1052 Вар. «запаха».

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые РЕЦЕПТЫ сайта