Беседы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
О славных и избранных1053 путях к Богу в безмолвии.
1. Как ничто не сравнится с Богом, точно так же нет служения или труда, которые бы сравнились с собеседованием с Богом в безмолвии.
2. Что такое собеседование с Богом? Много путей существует для этого размышления и собеседования с Богом, и для каждого человека – тот путь, к которому знание его способно, на котором он преуспевает и по которому все более приближается к Богу благодаря каждодневному опыту. И в соответствии с мерой своей идет человек по одному из этих путей, дабы на нем обрести наслаждение в Боге и дабы наполнились разум его и размышление его памятью <о Боге> на всякий миг.
3. Итак, как я сказал, есть много путей для этого собеседования с Богом в безмолвии, и каждый человек, насколько сознательно1054 приближается к Нему1055, настолько же избирает путь, соответствующий мере своей. И не всякий путь благоуспешен для всякого человека, но каждому человеку по мере внутреннего возрастания его в подвижничестве совесть показывает <путь> – без наставления со стороны кого-либо другого, <но> по благодати, которая пробуждает в нем свидетельство изнутри; она1056 наставляет его и показывает ему сокровенным образом путь его. И таким образом всякий человек соответственно мере своей избирает труд свой, при помощи которого <приближается> он <к> благоприятному1057 собеседованию <с Богом> и изумлению Богом.
4. Ибо один проводит целый день в молитве и чтении и только малую часть посвящает стоянию на псалмопении; и таким образом увеличивает он в душе своей1058 постоянную память о Боге.
5. Другой же только псалмопением занят целый день, не выделяя особого <времени> для молитвы. Еще один ночью и днем занят совершением частых коленопреклонений, так что не подсчитывает он уже времени, <потраченного> на молитвы, из-за обилия коленопреклонений, которым нет числа1059. Такой человек поистине распял мир внутри себя и сам распят для мира1060: он пригвоздил себя ко кресту1061, оставив все.
6. Поэтому, как сказал я, когда человек достиг в душе своей1062 этой <молитвы> без ограничений, распявшись телом и умом, в жизни со Христом проводит он дни свои. И иногда, вставая от <поклонов> ненадолго, с миром в сердце, ненадолго посвящает он себя размышлению над Писанием.
7. Другой человек, опять же, занимается чтением целый день, и цель его – забыть этот преходящий мир и умереть разумом своим для воспоминания о его преходящих делах и для разговора со страстными помыслами, которые действуют дерзко через видение и воображение разума: и в этом – совокупность <всех> подвигов. Таким образом, когда при помощи этого сознательного усилия1063 запирает он дверь разума своего по отношению к миру посредством постоянного наслаждения чтением, исправляет он путь свой1064, двигаясь к Богу в мысли своей1065 без помрачения1066. И так наслаждаясь прозрениями тайн и изумлением домостроительством на всякое мгновение, посвящает он себя лишь ненадолго стоянию на молитве и псалмопении. И время чтения его больше, чем <время> молитвы.
8. Говоря о молитве, я <имею в виду> стояние или богослужение определенного рода, ибо во время чтения своего никогда, ни на одно мгновение не лишен он молитвенных подъемов. Ибо нет такого чтения, которое совершалось бы с духовной целью и <при этом> лишено было источника молитвы, ибо поистине1067 человек тот бывает опьянен тайнами, которые он встречает. И глубокие молитвы чудным образом и неожиданно возбуждаются в нем, без подготовки или <усилия> воли <с его стороны>. Почему же называю я молитвой это частое опьянение <каким-либо> прозрением, если не обретается в нем даже места для движения молитвы или воспоминания <о ней>? Это нечто намного более прекрасное, – насколько возможно говорить так, – чем даже чин молитвы.
9. Но молитва по чину своему ниже, чем духовное возбуждение; и об этом не может быть спора, так как молитва ниже этой тайны. Много раз, когда ум возбужден каким-либо прозрением <относительно> действий, которые или <происходят> в естественном <мире>, или <упоминаются> в Писаниях, <когда узревает он> их духовный смысл1068 и когда взирает, благодаря сопутствующей им благодати, на святое святых тайн <Писаний>, тогда не остается у него даже силы молиться или помысла, ибо умолкает <человек тот> телом и душой.
10. Всякое действие, естество и слово в этом творении1069 имеет <свое> святилище и святое святых. И когда позволено уму войти туда и дается ему сила <для этого>, никакой силы, движения или деятельности не остается в чувствах в такие времена.
11. Есть среди собравшихся здесь человек1070, который всегда <испытывает> такое <состояние>: знаю я, что тотчас же <начинает> колотиться сердце его, когда встречает он этот <вид> чтения; а происходит это от опыта и от тех вещей, о которых сказано выше. И поскольку <речь идет> все еще о малых частях1071 духовного служения, я умолчу о более великом.
12. Так и такими различными путями следуют рассудительные иноки1072, наслаждаясь собеседованием с Богом в безмолвии.
13. Избери, человек, один из этих путей, соответствующий мере твоей и знанию твоему. Иди по нему и не смотри ни на кого, но отврати всякое зрение твое от мира, людей и <дел> человеческих. Покажи, что мысль твоя1073 всецело направлена к одному Богу, и иди по пути, который <ведет> к Нему. Насколько можешь, пребывай в непрестанной памяти о Нем, <и путь твой будет> легким и непреткновенным, пока будешь непрестанно умолять Его:
14. "Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня в духе столь многим и неизреченным путям Твоим. Направь меня на пути истины1074 и научи меня1075 совершенному познанию Тебя1076, которое обретается в святых, оставивших мир. О Христос, цель пути1077 святых, покажи мне путь истины в сердце моем благодаря сладости мысли о Тебе, дабы мне идти по нему и приближаться к Тебе, пока не увижу лик Твой».
* * *
1053 Или «различимых».
1054 Букв. «в знании».
1055 Вар. «к Его присутствию».
1056 Т.е. совесть.
1057 Или «полезному» (mawtrana).
1058 Или «в себе».
1059 Дословный перевод этой фразы затруднителен. Смысл фразы: человек постоянно совершает поклоны, и это заменяет ему чтение установленных часов и молитвенных правил.
1060 Ср. Гал. 5:24.
1061 Букв. «повесил себя на кресте».
1062 Или «в самом себе».
1063 Вар. «этого изобретения (ухищрения) знания».
1064 Или «делает он гладким путь свой».
1065 Или «мыслью своей», «мышлением своим».
1066 Букв. «без тьмы».
1067 Букв. «по большей части».
1068 Букв. «духовную цель».
1069 Т.е. в тварном мире.
1070 Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице.
1071 Т.е. о конкретных деталях.
1072 Или «отшельники».
1073 Букв. «намерение твое», «цель твоя».
1074 Букв. «направь меня на них с истинной целью (с истинным намерением)».
1075 Ср. Пс. 24:4-5.
1076 Или «совершенному знанию Твоему».
1077 Или «вершина (совокупность) пути».