Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

О божественных тайнах и о духовной жизни (Исаак Сирин). Беседа 33

Предисловие  Послесловие

Беседы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14

15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41

 

Его же. О добрых и дурных изменениях, которые получаем мы от различного понимания Писаний1126.

 

1. Также и это напоминаю я тебе, о человек, идущий <по пути> безмолвия1127, и даю тебе признак, истинность которого узнаешь ту по опыту. Ибо соответственно выбору чтение облегчает брату уныние и помрачение, когда он находится в келлии, и радуется он и ликует в Боге; и облегчается для него бремя трудов его, и утешается он, и получает подтверждение надежды и знание в разуме своем. А при изменении1128 цели и способа чтения, над которым размышляет этот брат, он темнеет и грустнеет, и помрачаются помыслы его, и умаляется мир в глазах его.

 

2. Не говори мне, что, мол, бывает, когда он промыслительно оставлен в таких <состояниях>, даже вовсе без причины, словно бы ради упражнения в смирении1129. Я тоже не намереваюсь оставлять в стороне то, что невозможно для человека и что относится к домостроительству1130: такие <вещи> не уходят от меня. Я не говорю против промыслительной воли <Божией>. Однако причина появления этих <состояний> по большей части <кроется> в нас самих. Я имею в виду радость и грусть, тяжесть и утомление, сильную теплоту и радостное биение сердца, а также угасание этого. Хотя много раз, вообразив, что промыслительно оставлены мы в помрачении и беспокойстве, приближались мы к подобным мнениям1131, однако же тотчас, как только приближаемся мы к ним, ликование и радость встречают нас благодаря Писанию. Тогда понимаем мы, что <причиной всему> – наше собственное беспокойство и невнимание к рассудительной беседе <с Писанием>.

 

3. Ибо я сам прошел через много опытов подобного рода1132, и что я нашел, то и описал здесь в напоминание. <Написал же я об этом> из любви к братьям, и многие, думаю, получат пользу от этих опытов и преуспеют, когда поймут, что в половине <случаев появления> отяжеления в безмолвии <это чувство> разрушается <каким-либо> видом чтения, иногда же – мыслями1133, которые они вкушают благодаря свету мудрости, <заключенному> в словах <Писания>.

 

* * *

 

1126 Букв. «от изменений целей Писаний».

1127 Или «путешествующий в безмолвии».

1128 Букв. «А от сравнения».

1129 Букв. «упражнения и смирения».

1130 Или «Промыслу».

1131 Букв. «словам».

1132 Букв. «получил от этих <вещей> много опытов (большую опытность)».

1133 Букв. «различениями (purane)».

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта