Беседы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41
Его же. На другие темы, <касающиеся> знания, и о причине непоследовательности в изложении темы, способствующей <лучшему> уразумению <предмета>1199.
1. Поскольку не всегда одной и той же темы придерживаемся мы1200, дабы не рассеиваться1201, а также по причине того, что1202 по необходимости естество ищет разнообразия1203 в занятиях1204, дабы <иногда> упражняться в чем-либо другом, не можем мы все время придерживаться одной темы1205, когда пишем слова свои: иногда всецело возвышаются слова наши к небесным <благам> по содержанию своему; иногда же только тему будущего века развивают; или, может быть, они полностью <остаются> на душевном <уровне>, или же полностью <состоят> из наставлений относительно тела. Но писать на различные темы заставляет нас естество, ибо иногда пребывает1206 оно на небе, иногда же на земле, в страдании1207; иногда, опять же, возносится оно к Творцу, а иногда остается с тварью в изумлении; иногда также о грядущих <благах> думает оно1208, размышляя о сокровенных созерцаниях; иногда же <направлено оно> к тому, что относится к домостроительству времен1209. Поэтому пусть читатель1210 не смущается, воображая, что эти <темы> изложены беспорядочно, но пусть он вникнет в это1211 с пониманием1212 и великой сознательностью1213, <ибо само> естество изменчивостью своей научило нас посвящать слова наши не только созерцанию, но и тем обстоятельствам, которые связаны с движениями разума1214. Ибо в одно мгновение промыслительным образом происходят1215 изменения, и тогда необходимо также изменение слов с целью <лучшего> понимания их: зависит же это от состояния человека1216 и от просветленности мыслей1217 его, или же от грубости его, или от страстей, или от обстоятельств. Таким образом, соответственно болезни своей или здравию своему ищет ум словесного питания, которое давало бы ему материал1218 для созерцания, подобно пчеле, которая облетает различные цветы1219 и собирает с них материал, <из которого> изготавливает соты.
2. Когда же ум просвещен хотя бы немного, тогда он не слишком нуждается в материале чувственных слов для созерцания, ибо сами естества тварей и различные промыслительные <действия Божии>1220 по отношению к ним могут <для ума> заменить написанные <слова>1221. Часто выходит он за пределы этих видимых естеств и в сокровенные сущности проникает мыслью1222. Бывает, что даже выше этого восходит он и приобретает силу размышлять1223 о досточтимом Творце: благодаря милосердию, <истекающему> из Источника жизни1224, приближается он внезапно к движениям ума, проникает в божественное Святое Святых, насколько это позволено тварям, <и получает> некое таинственное прозрение относительно их, а также истинное знание достославного и великого естества <Божия>1225 и истинное ощущение того, чего не дерзают касаться написанные слова1226. Бывает, что по причине таинственности их непозволительно дерзать на то, чтобы записывать их1227. И бывает, что, поскольку они даже не записаны, то и говорить о них нельзя.
* * *
1199 Букв. «и о причине смешения неодинаковых изменений последовательности слова, с целью их уразумения».
1200 Букв. «с одинаковой темой (целью) размышления оставлены мы».
1201 Букв. «из-за легкости, <с которой приходит> рассеянность».
1202 Букв. «по следующим причинам».
1203 Букв. «изменений».
1204 Букв. «в собеседовании».
1205 Букв. «оставаться с единой целью размышления».
1206 Букв. «блуждает».
1207 Букв. «страдательно».
1208 Букв. «в грядущих <вещах> блуждает оно».
1209 Т.е. к тому, что происходит во временном мире.
1210 Букв. «человек».
1211 Или «осознает это», «опознает это».
1212 Или «проницательностью», «прозрением».
1213 Букв. «великим знанием».
1214 Вар. «научило нас снабжать созерцание (содержание) слов наших теми происшествиями, которые соединены с движениями разума».
1215 Букв. «умножаются».
1216 Букв. «от места, на котором стоит он».
1217 Букв. «движений».
1218 Букв. «которое является для него материалом».
1219 Букв. «деревья».
1220 Букв. «различные домостроительства».
1221 Или «Писания».
1222 Букв. «возбуждается в мысли (прозрении)».
1223 Букв. «возбуждаться размышлением».
1224 Букв. «Источника жизней».
1225 Букв. «славного естества величия».
1226 Вар. «ощущения истины тех <вещей>, которых Писания не дерзают касаться».
1227 Букв. «не дерзает на них письменное <слово>, ибо это не позволено».