Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

О божественных тайнах и о духовной жизни (Исаак Сирин). Беседа 9

Предисловие  Послесловие

Беседы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14

15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41

 

О доверии к Богу, рождающемся от знания истины и от истинной веры. И о благой ревности души. И о том, что, если естественным образом направляет душа ревность свою, не остается в человеке никакого телесного побуждения450.

 

1. Тот, кто боится греха, не боится сатаны. И все, кто жаждут дарования, не боятся искушений451. И тот, кто твердо верует452, что перст453 <Бога> управляет всем творением Его, ничем не бывает обеспокоен.

 

2. Ибо знание истины наполняет сердце миром и укрепляет человека в радости и уверенности. Многи и восхитительны советы его: они истинны и просвещают очи454.

 

3. Оно455 советует человеку, говоря: «Не беспокойся, ибо не оставлено творение на произвол <судьбы>456 и не по своей воле движется оно; есть у него Путеводитель, Который не дремлет и не спит457; и не забывает Он ни о какой твари»458.

 

4. Суетные помыслы459 и неведение подобным животному делают человека, лишая его веры460, беспокоя ум его и наполняя его призраками рассеянных помыслов. Ибо отсутствие веры лишает человека461 истинного знания о Боге462 и того доверия к Нему, которое должен он иметь на всякое мгновение.

 

5. Во времена этих искушений, когда так помрачен человек, он должен пасть на лицо свое в молитве и не вставать до тех пор, пока не придут к нему с неба сила и свет, который поддержит сердце его в несомненной вере. У Того, Кто дал жизни движение и душе дыхание, сила не столь мала, чтобы человек не мог ощутить ее и насладиться ею. Да будет поклоняем Тот, Кто переменами в Своем действовании возбуждает нас к познанию Его, так чтобы мы умудрились относительно Его и в благополучных обстоятельствах и в испытаниях463.

 

6. Когда сокровенный и всесильный перст <Божий> возбудит в человеке то святое побуждение к вере, которое внезапно воссиявает изнутри его в то время, когда человек находится в опасности, тотчас кажется ему, если можно так выразиться, будто тысяча вооруженных людей окружает его и охраняет его; ибо немедленно множество464 свидетельств возбуждается внутри него, которые суть дивные и благие помыслы: они свидетельствуют о помощи Бога человеку <и о том>, сколь близок и сколь прилеплен он к Нему ночью и днем, так что нет уже для него нужды бояться ни человека, ни демонов, ни дикого зверя, ни пресмыкающегося. Ибо когда прилепляемся мы к Богу крепкой любовью465, все они служат к нашей пользе и ни в чём не вредят нам; напротив, пребывают они в полном умиротворении в нашем присутствии, как служители воли Божией.

 

7. Опять же, когда в результате некоего небрежения помрачается человек и иссыхает в нем этот святой свет, тотчас отбегают и скрываются от него все эти <блага>. И такой человек снова становится безумным и лишенным разума в своих помыслах. И исполняется на нем сказанное: Свет очей моих – и того нет у меня466; и: Повергли жизнь мою в яму и забросали меня камнями467.

 

8. И, может быть, то святое осенение468 промыслительным образом производит это, чтобы не превозносился человек в сознании своем469 и чтобы понял он, что не ему принадлежат эти мир и покой. Хотя по временам покидает оно его, так что становится он слабым и немощным, оно затем снова поддерживает и укрепляет его. Не то, чтобы оно на самом деле удалялось от него в такие времена, когда происходит с ним эта перемена; скорее, вовсе не удаляясь от него, оно словно удерживает себя, не позволяя пробудиться этим святым движениям вспоможения и утешения. И тотчас ослабевает душа и страдает. Но потом снова являет оно себя душе сокровенным образом, и она приобретает силу, радуется и укрепляется.

 

9. Такими переменами470 бывает научаема блаженная душа, ведомая божественным промышлением.

 

10. Эти изменения происходят в человеке для того, чтобы постоянно пребывал он в смирении.

 

11. Таким вот образом во все времена и на всех этапах подвижнической жизни помощь и немощь поочередно присутствуют в человеке. Бывает, что воздвигаются в нем бури против целомудрия; бывает, что сменяются состояния радости и уныния. По временам бывают у человека светоносные и радостные состояния, но вдруг опять появляются туча и мрак. Иногда нечто открывается ему в таинственных и божественных прозрениях в истину. Такие же перемены переживает человек, который пребывает в служении Богу. Иногда ощущает он помощь от божественной силы, которая внезапно появляется в уме; иногда же испытывает он противоположное ощущение, цель которого – в том, чтобы осознал человек немощность естества своего, и сколь слабо оно, немощно, неразумно и младенчественно, и вместе с тем, сколь молниеносно поднимается оно в знании и ощущении своем на славные и чудные высоты471.

 

12. Таковы дела Бога, и таковы вспомоществования, употребляемые волей Его по отношению к человечеству. Но может случиться, что, когда прилепляемся мы к какому-либо греху в сознании нашем или в делах наших, Он даст указания относительно нас одному из этих Своих истязателей, о которых говорилось выше472: тех, которые, пока мы двигались правильным путем <и пока> воля наша была полностью направлена к добродетели, служили нам на пользу, – и они сурово накажут нас, чтобы тем или иным образом не отдалились мы от Бога.

 

13. Теперь, однако, с благодатной помощью <Божией>473, закончим об этом и приблизимся к богатству естества Его, к океану творчества Его и к волнам и великолепию бытия Его.

 

* * *

 

450 Букв. «побуждения относительно естества тела».

451 Ср. преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические, с.388 (Слово 78): «Бог не дает великого дарования без великого искушения».

452 Букв. «кто удостоверен и верует».

453 Вар. «власть», «воля», «Промысл» (сир. remza).

454 Ср. Пс. 18:9.

455 Знание истины.

456 Или «на <волю> случая».

457 Ср. Пс. 120:4.

458 Букв. «не забывает Он о чем-либо из всего, что в нем».

459 Или «пустые (тщетные) помыслы».

460 Букв. «опустошая его от веры».

461 Букв. «опустошает человека от».

462 Или «знания истины о Боге».

463 Букв. «в десных и в шуиих».

464 Букв. «десятки тысяч».

465 Вар. «соответствующей любовью».

466 Пс. 37:11.

467 Плач 3:53.

468 Сир. maggnanuta (осенение, заступничество, сошествие).

469 Или «в совести своей».

470 Вар. «такой неровностью».

471 Мы перевели этот абзац свободно. Вот вариант более буквального перевода: «Таким вот образом чередование помощи с немощью происходит в человеке на всякое мгновение и на всех этапах подвижнической жизни: будь то в бурях, воздвигаемых против целомудрия, или в сменах <состояний> радости и уныния. Ибо по временам бывают <у человека> светоносные и радостные движения, но вдруг опять появляется туча и мрак. Таким же образом <происходит> с вещами, которые открываются в каких-либо таинственных и божественных прозрениях в истину. Такие же перемены переживаются человеком, который служит <Богу>, с ощущением помощи от божественной силы, которая внезапно прилепляется к уму, или с противоположным <ощущением>, когда цель заключается в том, чтобы он осознал слабость <своего> естества, и каково его естество, и насколько оно слабо, немощно, неразумно и младенчественно – и потом, в мгновение ока, до каких высот он поднимается в своем знании и в славных и чудных вещах, которые он ощущает в себе!»

472 Термин «истязатели» (сир. qestonare, калька с греч. kouaistionarioi, заимствованного, в свою очередь, из латыни) указывает на людей, демонов, диких зверей и пресмыкающихся, о которых шла речь в пункте 6 настоящей Беседы.

473 Букв. «с помощью <Божией>, которая – от благодати».

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта