Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Сборник «Пчела». Слово 47-е. О болтливости

<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>

 

1. Мф. 12.36–37: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

 

2. Иак. 1.19: Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.

 

3. Cир. 8.4: Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его.

 

4. Притч. 13.3: Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою.

 

5. Притч. 6.2: Сеть бо крепка мужу свои устне, и пленяется устнами своих уст.

 

6. Притч. 10.8: Глупый устами преткнется.

 

7. Притч. 22.14: Глубокая пропасть – уста блудниц31 : на кого прогневается Господь, тот упадет туда.

 

8. Притч. 26.20: Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.

 

9. Сир. 22.31: Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня!

 

10. Сир. 30.18: Благая излиянная пред усты затворенными.

 

11. Свт. Василий Великий: Не на все дерзай языком, чтобы не пострадать безвременно, как и глаз, желая увидеть все солнце, губит и само то, чем видит свет.

 

12. Свт. Григорий Богослов: Горе людям, у которых язык не управляется разумом.

 

13. Свт. Иоанн Златоуст: Попусту произнесенное слово губило крепкие дома и души опрокидывало и топило; и если денежный убыток можно возместить обратно, то слово, однажды выскочившее, обратно уже не вернуть.

 

14. Кирилл32: Не принимай в свой дом ласточек, то есть не делай своими товарищами болтливых и невоздержанных на язык людей.

 

15. Евагрий: Говори, что подобает, и как подобает, и о чем подобает, и не слушай, чего не подобает.

 

16. Преп. Нил: Если сдерживаешь чрево, сдерживай и язык, дабы не быть рабом первого, а для второго не оказаться неразумно свободным.

 

17. Исократ: Всё, что ты намереваешься сказать, прежде обдумай, ибо у многих язык опережает размышление.

 

18. Ритор Исократ, когда Кареон, известный болтун, пожелал заниматься у него, потребовал двойную плату, а на вопрос о причине сказал: «Одну – чтобы учился говорить, другую же – чтобы молчать».

 

19. Клейтарх: Чего не желаешь слушать – и не говори, чего не желаешь говорить – и не слушай, ибо великая опасность от ушей и языка.

 

20. Сократ: Лучше хромать на ногу, чем на язык.

 

21. Демонакт: Больше пользуйся ушами, чем языком.

 

22. Демосфен: На пиру сказал много говорившему: «Если бы ты столько же думал, то столько бы не говорил».

 

23. Когда его спросили, почему у нас язык один, но два уха, ответил: «Потому что слушать должно вдвое больше, чем говорить».

 

24. Платон: Платон, когда Антисфен был слишком многословен во время беседы, сказал ему: «Не знаешь, что у речи мера – не говорящий, но слушающий?»

 

25. Никострат: Если бы признаком разума было [умение] непрерывно, много и быстро говорить, то ласточки были бы умнее нас.

 

26. Из Эпиктета и Исократа: Природа дала людям один язык и два уха, чтобы, говоря, вдвое больше слушали.

 

27. Пифагор: Рана от меча легче, чем от языка, ибо первый ранит тело, второй – душу.

 

28. Эзоп: Он, спрошенный о том, что в людях [одновременно] и хорошее, и дурное, ответил: «Язык».

 

29. Демокрит: Все время говорить и ничего не желать слушать – жадность.

 

30. Аполлоний Тианский: Многоречивость много ошибается, молчание – безошибочно.

 

31. Он же сказал, что риторы подобны лягушкам: те в воде квакают, а эти – по водяным часам.

 

32. Ликон: Как ласточки непрестанным гомоном отвергают удовольствие беседы, так и болтуны: постоянно докучая, они становятся невыносимы для слушающих.

 

33. Юристу, вздорному болтуну, некто сказал: «Нужно не много говорить о малом, но мало – о многом».

 

34. Феофилакт Симокатта: В чем в словах согрешаем, в том и в делах наказание приемлем.

 

Примечания:

31 В греческом тексте: «беззаконников». Саргологос приводит вариант из некоторых рукописей: «притч».

32 Пифагорейское выражение.

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта