1. Мф. 12.36–37: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
2. Иак. 1.19: Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев.
3. Cир. 8.4: Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его.
4. Притч. 13.3: Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою.
5. Притч. 6.2: Сеть бо крепка мужу свои устне, и пленяется устнами своих уст.
6. Притч. 10.8: Глупый устами преткнется.
7. Притч. 22.14: Глубокая пропасть – уста блудниц31 : на кого прогневается Господь, тот упадет туда.
8. Притч. 26.20: Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает.
9. Сир. 22.31: Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня!
10. Сир. 30.18: Благая излиянная пред усты затворенными.
11. Свт. Василий Великий: Не на все дерзай языком, чтобы не пострадать безвременно, как и глаз, желая увидеть все солнце, губит и само то, чем видит свет.
12. Свт. Григорий Богослов: Горе людям, у которых язык не управляется разумом.
13. Свт. Иоанн Златоуст: Попусту произнесенное слово губило крепкие дома и души опрокидывало и топило; и если денежный убыток можно возместить обратно, то слово, однажды выскочившее, обратно уже не вернуть.
14. Кирилл32: Не принимай в свой дом ласточек, то есть не делай своими товарищами болтливых и невоздержанных на язык людей.
15. Евагрий: Говори, что подобает, и как подобает, и о чем подобает, и не слушай, чего не подобает.
16. Преп. Нил: Если сдерживаешь чрево, сдерживай и язык, дабы не быть рабом первого, а для второго не оказаться неразумно свободным.
17. Исократ: Всё, что ты намереваешься сказать, прежде обдумай, ибо у многих язык опережает размышление.
18. Ритор Исократ, когда Кареон, известный болтун, пожелал заниматься у него, потребовал двойную плату, а на вопрос о причине сказал: «Одну – чтобы учился говорить, другую же – чтобы молчать».
19. Клейтарх: Чего не желаешь слушать – и не говори, чего не желаешь говорить – и не слушай, ибо великая опасность от ушей и языка.
20. Сократ: Лучше хромать на ногу, чем на язык.
21. Демонакт: Больше пользуйся ушами, чем языком.
22. Демосфен: На пиру сказал много говорившему: «Если бы ты столько же думал, то столько бы не говорил».
23. Когда его спросили, почему у нас язык один, но два уха, ответил: «Потому что слушать должно вдвое больше, чем говорить».
24. Платон: Платон, когда Антисфен был слишком многословен во время беседы, сказал ему: «Не знаешь, что у речи мера – не говорящий, но слушающий?»
25. Никострат: Если бы признаком разума было [умение] непрерывно, много и быстро говорить, то ласточки были бы умнее нас.
26. Из Эпиктета и Исократа: Природа дала людям один язык и два уха, чтобы, говоря, вдвое больше слушали.
27. Пифагор: Рана от меча легче, чем от языка, ибо первый ранит тело, второй – душу.
28. Эзоп: Он, спрошенный о том, что в людях [одновременно] и хорошее, и дурное, ответил: «Язык».
29. Демокрит: Все время говорить и ничего не желать слушать – жадность.
30. Аполлоний Тианский: Многоречивость много ошибается, молчание – безошибочно.
31. Он же сказал, что риторы подобны лягушкам: те в воде квакают, а эти – по водяным часам.
32. Ликон: Как ласточки непрестанным гомоном отвергают удовольствие беседы, так и болтуны: постоянно докучая, они становятся невыносимы для слушающих.
33. Юристу, вздорному болтуну, некто сказал: «Нужно не много говорить о малом, но мало – о многом».
34. Феофилакт Симокатта: В чем в словах согрешаем, в том и в делах наказание приемлем.
Примечания:
31 В греческом тексте: «беззаконников». Саргологос приводит вариант из некоторых рукописей: «притч».
32 Пифагорейское выражение.