Святитель Феофан Затворник (1815–1894) оставил обширное и поистинне драгоценное духовное литературное наследие: многочисленные труды о христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубокие толкования Священного Писания, обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV-го столетия – Золотого века Византии.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном тысячелетию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых. В итоговом решении Собора отмечалось: «Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности».
Книга «Путь ко спасению» — итоговое произведение святителя в серии его трудов под названием «Начертание христианского нравоучения». Эта серия была задумана как руководство на пути становления христианских добродетелей человека в течение всей его жизни — от рождения и до смерти.
Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием как сохранить сию благодать в период воспитания
Глава 1. Как начинается в нас христианская жизнь?
Глава 2. Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения?
Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу
Глава 3. Как начинается христианская жизнь в таинстве покаяния?
3.3 Пробуждение грешника от греховного сна
3.4 Чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешников от сна греховного
3.5 Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати
3.6 Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению
А. Восход до решимости оставить грех
Б. Восход до обета посвятить себя Богу
3.7 Облечение силою свыше на дело богоугождения в таинствах покаяния и причащения
А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния
Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения
Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни
Глава 4. Как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь
4.1 О хранении духа ревности по Богу
А. Внутрь-пребывание
Б. Зрение другого мира
В. Стояние в чувствах, доведших до решимости
4.2 Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека
А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни
Б. Держание тела по духу новой жизни
В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой
Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни
Д. Приближение к непрерывному говению
4.3 Правила брани со страстями, или начало самопротивления
4.4 Начатки восхождения к живому богообщению
А. Восхождение к Богу
Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию
Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании
____________________