Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики (Феофан Затворник)

Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики (Феофан Затворник)Святитель Феофан Затворник (1815–1894) оставил обширное и поистинне драгоценное духовное литературное наследие: многочисленные труды о христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубокие толкования Священного Писания, обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV-го столетия – Золотого века Византии.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном тысячелетию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых. В итоговом решении Собора отмечалось: «Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности».

Книга «Путь ко спасению» — итоговое произведение святителя в серии его трудов под названием «Начертание христианского нравоучения». Эта серия была задумана как руководство на пути становления христианских добродетелей человека в течение всей его жизни — от рождения и до смерти.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение

 

Отдел I. О начале христианской жизни чрез Святое Крещение, с указанием как сохранить сию благодать в период воспитания

Глава 1. Как начинается в нас христианская жизнь?

Глава 2. Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения?

 

Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу

Глава 3. Как начинается христианская жизнь в таинстве покаяния?

3.1 Состояние грешника

3.2 Действие Божией благодати

3.3 Пробуждение грешника от греховного сна

3.4 Чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешников от сна греховного

3.5 Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати

3.6 Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению

А. Восход до решимости оставить грех

Б. Восход до обета посвятить себя Богу

3.7 Облечение силою свыше на дело богоугождения в таинствах покаяния и причащения

А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния

Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения

 

 

Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни

Глава 4. Как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь

4.1 О хранении духа ревности по Богу

А. Внутрь-пребывание

Б. Зрение другого мира

В. Стояние в чувствах, доведших до решимости

4.2 Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека

А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни

Б. Держание тела по духу новой жизни

В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой

Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни

Д. Приближение к непрерывному говению

4.3 Правила брани со страстями, или начало самопротивления

4.4 Начатки восхождения к живому богообщению

А. Восхождение к Богу

Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию

 

Приложение 

Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании

____________________

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта