Мудрец древности Сократ, всю жизнь посвятивший исканию истины, имел высокое мнение о человеческой душе.
«Человеческая душа, – говорит он, – более, чем все другое в человеке, причастна Божеству. Она видимо управляет телом, хотя сама невидима. Посему человек мыслящий не должен презирать невидимое, но, изучая его силу из действий, чтить в душе Божественное».
Самопознание открыло Сократу, что душа по природе есть существо, причастное Божественному естеству.
О человеческой душе много говорится, много пишется. Существование души признается как людьми, верующими в Бога, так и неверующими. Человек всегда (как и ныне) чувствовал в себе единое внутреннее начало, управляющее движениями тела.
Первобытные люди не имели ясного понятия об этом движущем и руководящем начале, но они ощущали и смутно сознавали присутствие этого невидимого начала в своем теле, но отличного от тела. Самосознание человека с древних времен убеждало его в том, что есть нечто в его теле, отличное от тела, но руководящее всеми его действиями. А отсюда и произошло убеждение, что, кроме тела, человек имеет душу – существо, отличное от тела.
Даже дикие народы признавали присутствие в своем теле души, отличной от тела, чего-то более «тонкого» по своей структуре, чем тело.
И верили в то, что когда тело умирает, то это, отличное, но конкретное живое начало не разрушается подобно телу и не превращается в «ничто», а отделяется от тела в виде легкой тени и отлетает в неизвестную область (Об этом из врачебной практики давно уже знают, писали и пишут на основании наблюдений за больными, пережившими необычное состояние «на грани жизни и смерти» – так называемый «внетелесный опыт». И такие люди, вне зависимости от их религиозных убеждений, не только верят, а уверены как в существовании души, так и в ее «отделении» от тела при наступлении смерти).