Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Размышления о бессмертной душе (Иоанн Крестьянкин). 12. О творении и соединении души и тела

<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>

 

Душа наша создана Богом при творении человека.

Преподобный Макарий Великий так говорит об этом: «При творении человека Бог произнес: «Сотворим по образу... и... подобию Нашему» (Быт.1:26) – и сказал это об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу.

Книга Бытия говорит нам: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Быт.2:7).

«Многие, – говорит преподобный Серафим Саровский, – неправильно понимают слова: «Вдунул Бог дыхание жизни...», ошибочно считают, что здесь говорится о душе человека, вложенной» (вдунутой) в неодушевленное тело. Но это несправедливо. Бог не одну плоть Адаму создал из земли, но с ней вместе и душу, и дух человеческий». Вдуновением же Духа Бог сообщил душе человека одуховленность, отличающую ее от душ животных и растений.

Епископ Феофан Затворник также считает, что душа человека, как и души животных и растений, создана из праха земного, и будучи сходной с душами животных, все же в значительной степени превосходит их в силу сочетания ее с Духом, вдунутым в лицо человека Богом при завершении творения.

И этот Дух, как сила, исшедшая от Бога и соединившаяся с нашей душой во единое целое, сообщил ей возможность познавать Бога, стремиться к Богу, своим внутренним сокровенным чутьем сознавать свое происхождение от Бога – (душа есть частичка Божества в нас) – чувствовать свою полную зависимость от Бога и обязанность исполнять Его волю и жить только для Него, Им и с Ним.

Симеон Новый Богослов иначе объясняет значение слов «... и вдунул в лице его дыхание жизни». Под «духом жизни» подразумевая душу. Но, он считает, что душа Адама была тесно связана, осенена Св. Духом.

Святой Дух был Душой души Адама. И благодаря такому соединению души с Богом – Адам был по благодати тройственным: состоял из тела, души и благодати Божественного Духа.

Св. Василий Великий в своей «Беседе о сотворении человека» говорит: «тело человека вылеплено Богом из праха земли, хотя и вылеплено оно искусными руками самого Бога, а не вызвано к бытию только словом «да будет» ..., а душа – сотворена» (сотворим человека). И душе дана возможность возрастания, т. е. восхождение через знание к совершенству.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит:

«Нужно понимать, что тело и душа человека созданы одновременно, вместе, – и в сие самое мгновение вдунут» (как вдунут – это необъяснимо) Богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величии и совершен по душе и телу.

На V-м Вселенском Соборе святые отцы утвердили, что душа творилась вместе с телом, а не отдельно друг от друга, основываясь на Священном Писании.

То, что душа и тело при жизни человека теснейшим образом связаны взаимно, святитель Григорий Богослов объясняет проявлением премудрости Божией, промыслительно установившей этот союз.

Если бы, по его мнению, душа не была связана с телом и не должна бы обуздывать страсти и укрощать греховные порывы тела, а только была бы носительницей в себе частицы Божества, она могла бы возгордиться и превознестись своим достоинством. Но будучи непосредственно связанной с телом, перенося все житейские тяготы, болезни и искушения вместе с ним и в то же время являясь носительницей образа Божия, она понуждает и тело стремиться ко всему чистому и божественному.

Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас, – говорит святитель Григорий Богослов, – чтобы в борьбе и брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу ... чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны».

Душа – сущность, отличная от тела, хотя находится в теле и теснейшим образом связана с ним. И обладая очень тонким материальным веществом (составной частью ее), пропитывает и наполняет все мельчайшие частицы тела человека, и это дает ей возможность «командовать» телом, руководить действиями тела.

Дух подсказывает душе, а душа уже «приказывает» тем или иным органам тела действовать в определенном направлении.

Душа первого человека имела образ и подобие Божие – такой она была создана Богом.

Но после грехопадения первых людей она лишилась благодати Святого Духа.

А без нее душа уклоняется от правильного образа мыслей и действия. И потому последующее потомство Адама стало рождаться перстным, духовно глухим и слепым, тленным и смертным.

Необходимо было пришествие на землю Сына Божия, Его крестные искупительные страдания, чтобы душа человека опять получила благодать Святого Духа.

Человек призван уподобляться Богу, а, уподобляясь Богу, приходить в Богоподобное состояние. Но этого человек может достигнуть только силою благодати Божией.

А ее было нужно вернуть душе человеческой.

Хотя и по-разному изъясняют святые отцы слова «вдунул в лице его дыхание жизни», но все они признают, что душа человека одуховлена Богом благодатию Святого Духа.

Таким образом человек представляет из себя дивный союз тела, души и духа; единую нравственно-разумную, чувственно-духовную личность, при самом сотворении назначенную Господом к блаженству и бессмертию.

 

<< НАЗАД           ВПЕРЕД >>

<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>

Все категории раздела «Священные писания и святоотеческое наследие Православной Церкви»
новые СТАТЬИ сайта