Иеромонах Иларион (в миру Яков Михайлович Здобин) был учеником игумена Назария и духовником Саровской пустыни. Родом из Санкт-Петербурга. В 1795 г. поступил в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. 15 апреля 1796 г. принял монашество; 5 июня 1797 г. был рукоположен во иеродиакона; в 1798 г. – в иеромонаха. В 1804 г. переведен в Саровскую пустынь вместе со своим учителем игуменом Назарием. В монастыре пребывал около 50 лет и впоследствии был общим духовником братии. Это был муж, известный чистотой своей жизни многим лицам, которых назидал и утешал своим чудным словом и примерной ко всем любовью. Дар слова его в беседе столь был утешителен, что всякий его слышавший находил для себя душевную пользу. Вся жизнь его была посвящена подвигам добра, молитвам о спасении ближних, милосердому врачеванию болезней греховных, душеспасительным наставлениям, и вообще строжайшему благочестию. Перенеся в своей монашеской жизни немало скорбей, он наставлял приходящих к нему за советом не словами только, но и всем образом своего иноческою жития. На исповедь к нему посылал всех приходящих к нему прп. Серафим, он же, о. Иларион, постригал в рясофор дивеевских девушек. Скончался в Саровской пустыни 12 ноября 1841 г.
Указание пути ко спасению
1. Великодушныя доблественныя души свойство есть в напасти не отчаяватися; благодарного же дело есть не токмо в счастии благодарити Господа, но и в несчастии туюжде благодарность являти. Никтоже может озлобити душу добродетельну, но вся, яже страждет, прибыток себе вменяет быти. И что может быти лучше сего, как сносить жребий свой великодушно и без роптания. Нет ничего великодушнее, как забывать нанесенные нам обиды. Сия и сим подобная размышляя и сам себя подкрепляя, сам себе глаголю: «Претерпевай, грешниче, скорби, в печалех похваляй Бога. Ниже́ без труда покой, ниже́ без брани победа получается. А побеждающему, – глаголет Христос, – дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия. И побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына (Откр. 2:7; 21:7)».
2. Не доставят пользы ношение вериг, продолжительные бдения, множество поклонов и все телесные изнурения, если нет добродетелей духовных. Надобно иметь между собою нелицемерную любовь, быть в послушании, в терпении со смирением. Одни поклоны нас не спасут. Бог ищет мира. Монах, нерадивый о своем спасении, есть ругатель Божий. Воздержание, труды, от праздности удаление, хранение ума в богомыслии, неисходное пребывание в келлии – вот украшения монашеские.
Молитва
3. Глава и начало всем добродетелям есть молитва, о которой сказано апостолом: непрестанно молитеся (1 Фес. 5:17), то есть, еже призывати имя Божие всегда, аще убо беседуем, аще седим, аще ходим, аще делаем, аще ядим, аще что ино творим; на всяко бо время и на всяком месте подобает призывати имя Божие; сице бо потребляется искушение вражие, пишет Златоуст. Бий ратники, глаголет Лествичник, именем Иисусовым, и сего крепчайши оружия не обрящеши ни на небеси, ни на земли. Молитва есть печали и уныния прогнание, кротости и безгневия прозябение, радости и благодарения явление и бесчисленных благ приобретение и приумножение.
4. Надеюсь, что и в добродетелях благоуспеваете, а паче потому, если живете во внимании и не оставляете Иисусову молитву. Понеже она есть глава и начало всем добродетелям. И ничтоже тако лукавому бесу вход заграждати обыче, якоже молитва (умная Иисусова) и моление прилежно. Свет убо в храмине от горящей свечи, свет же во уме есть молитва. Молитвою потребляется всякое искушение и смущение вражие. От молитвы рождается страх Божий, который, по Писанию, есть начало премудрости (Пс. 110:10). Сей страх имея, пророк восклицал: Предзрех Господа предо мною выну (умными очами), яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15:8). Потом, изъявляя от оного пользу, с похвалою глаголет: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело (Пс. 111:1), – обаче близ боящихся Его спасение Его. Страх Божий есть отец вниманию (умной сердечной молитве), а внимание – матерь внутреннего покоя. Внимающие своему спасению (умные делатели) не внимают недостаткам ближних. Таковые и успевают...О безмолвии же сказано: «О, безмолвие, колесница, везущая на небеса! Начало очищения души – безмолвие о Господе! (упражнение в молитве умной Иисусовой)... Ухо безмолвствующего (умного молитвенника) слышит дивная!..»
Как избавиться от грехов
5. Якоже невозможно есть без облака излиятися дождю, тако невозможно без совести благия благоугодити Господу. Сего ради не точию, яже глаголем, но и яже помышляем, открываем отцам; являемое бо свет, а неявляемое тьма есть. Мы некогда будем судитися не по книге знания и разумения, но по книге чистыя совести. Испытывай, возлюбленне, прилежно себя и свою совесть; если не в том, то в другом грехе, если не в большом, то в малом; если не делом, то словом и помышлением, ты находишься повинным. Согрешившего брата не видишь помышления, ни сердечного сокрушения, то како можешь судити. Полагаю, что иногда лучше па́сти самому и восстати, нежели осудите ближнего, потому что согрешивший побуждается к уничижению себя и покаянию, а осуждающий согрешившего закосневает в мечтании о себе и в гордости.
6. Молчание, по словам преподобного Арсения, есть корень безгрешия, а потому новоначальным весьма нужно оное иметь. Молчание же да будет до вопроса; мало говори, да и то тихо, а без нужды не говори. Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу; дерзлив же устнама, опорочит себя (ср.: Притч. 13:3). Молчание собирает, многословие же расточает. Премудрый учит, глаголя: буди скор услышати, а косен глаголати, и косен во гнев (Иак. 1:19); молчаливый есть мног в разуме (ср.: Притч. 14:29).
7. Своея воли не исполняй, из своего разума ничтоже не составляй, и тем избавишися роптания, совлецыся своея воли, яко срамной одежды, понеже своя воля всех худых дел вреднее есть.
8. Когда же в чем яко человек согрешишь, в том пред Богом кайся; аще ли же укорен от кого будеши, тогда без всяких отговорок, скорее с поклонением проси прощения, глаголя: прощения прошу, согрешил, виноват. Добро бо есть противу всякому словеси, учит авва Дорофей, глаголати: прости. Аще ли кто тебе укорит, досадит или инако чем обидит, на того брата не гневайся; но отшедши прочь, сотвори о нем молитву к Богу.
9. О́но есть, еже почитати себя ко всем вышним должностям неспособным и недостойным. Знати себя, еже есть, считать бестолковым, сонливым, нерадивым и ленивым и прочее; не внимать чужим грехам, а на свои смотреть и о них каятися всегда; о себе рассуждать, и себя осуждать, и ни во что внешнее, кроме своея должности, не вмешиватися: себе искушайте, аще есте в вере (2 Кор. 13:5), – пишет апостол.
Добродетели
10. О сих небесных добродетелях: о кротости и смирении, Сам Господь учит нас, глаголя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29); ни от ангелов, ни от человеков, но от Мене, глаголет, научитеся, то есть от вышния Премудрости. Внешняя кротость да является в сем: кроткое да будет тебе хождение, кроткое седание, кроткие взоры, кроткое слово; вся сия тебе да будут, от сих бо истинный христианин явишися; одеяние бо мужа, смех зубов и ступание ноги возвещает о нем. Душевная же кротость есть, т. е. по внутреннему человеку: удержание гнева, укрощение ярости, и егда кто от кого опечален быв, могий же отмстите, не отмщевает, и приемля досады, напротив, не досаждает.
11. Истинное благополучие человека в сей жизни, по словам святого Амвросия, состоит в смирении, а не в возвышении. Ничтоже тако творит сердце сокрушенно и душу смиренну, якоже уединятеся в разуме и от всех молчание. Смирение есть основание христианства. Внимай же крепко и сему: аще прилежно по сему наставлению начнешь сохранят себя, то не потерпит сего завистливый бес и воздвигнет на тебя либо от начальника искушения, дабы искусить твое смирение и крепость, или лживых и нерадиво живущих вооружит на тебя; и станут тебя укоряти, ругати, а может быть, и заушати, презирати, ненавидети и сим самым много скорбей тебе наносити, но ты, в таком случае, еще более прилепися к молчанию и смирению. Держи беспрестанно молитву Господу Иисусу во устех и в глубине сердца твоего, дабы тебе на них за оное нимало не пороптать и не оскорбиться отнюдь, с благодарением все принимай, помышляя в себе: како могу аз окаянный на брата моего гневатися всуе? И при том беспрестанно помни свои грехи: ибо и ты если не заушал, то укорял, злословил, пересмехал и поношениями ближнего уязвлял и обидою ближнего восставал на Христа Спасителя и уязвлял Его. Почему ты и должен от всей души признавать себя более достойным терпети, нежели сколько терпишь; вспомни слова, которые Христос Спаситель сказал о благотворении ближнему и которые равномерно относиться должны и ко всякому обидному слову или делу против ближнего; что ближнему своему сотвористе, то, глаголет, Мне сотвористе (ср.: Мф. 25:40); при сем поминай Его страдания даже до смерти, Его благость превеликую и Его к нам любовь, терпящую неправды наши, и рассуди, как нетрудно тебе понести ради Его малые скорби, и притом с Его верною помощью, если верно возжелаешь ее. Если тако благо будеши рассуждати и с любовью претерпиши искушения, то скоро обрящеши Христа Спасителя помощь и утешение.
12. Старайся, как можно, с помощью Божиею приобрести терпение в перенесении лишений и скорбей; проси, толцы, ищи день и нощь, и обрящешь от Христа Спасителя помощь и крепость терпения, если от души и сердца твоего желаешь. Подобает обучатися великодушному терпению, вся приключающаяся нам безропотно терпети. Терпение мы тогда будем имети, егда вся приключающаяся нам, и веселая и скорбная без разбору, аки от руки Божией, будем принимати.
Отношение с ближними
13. К духовному же твоему отцу или наставнику, которому ты должен исповедовать дела и мысли твои, имей любовь, непоколебимую веру и такое почтение, чтоб ни в чем его не осудить, не смутиться, если будут оглаголивати и осуждати его. Если бы и показалось тебе, что он согрешает, но ты не смутись и веры своей к нему не умали; укоряй же себя сколько можно, а не его, глаголи в себе сии слова: я грешный воззрел на отца своего нечистым оком и по своей нечистоте сужу о нем, а от того не вижу его непорочности; тако обличи себя, молись прилежно о нем ко Господу Богу, о исправлении его; если и в самом деле он преткнулся, помышляй о сем так: Господь Бог попустил на него искушение, а я как могу грешный его судити, не видя его дел, ни покаяния? Могу ли я прозреть в душу его? Если он и погрешил, то, может быть, уже совершенно покаялся и совершенное получил от Бога очищение; не упускай из сердца и помышления своего и сих слов: своему Господеви стоит или падает (Рим. 14:4); а я что за судия.
14. При рукоделиях или послушаниях храни, сколько сил твоих есть, во устах, во уме и мыслях молитву и драгоценнейшее душеспасительное молчание, старайся также, как можно, внимать себе, бодрствовать вниманием над своею душою и чувствами среди рукоделия или послушания, которыми ты занимаешься. Если с тобою кто-нибудь на том же послушании, то поклонись ему низко со смирением и тихим гласом сотвори молитву; получа же благословение, делай по вышесказанному чину с молитвою, с любовью, с усердием и с полным вниманием; делай не как пред человеком, но совершенно как пред Богом и Его ангелами, ибо не человекам работавши, но Самому Богу трудишися. Помышляй, что всяк творяй дело Божие с небрежением проклят и человекоугодник есть; и храни себя, как можно, от небрежения и человекоугодия.