Преемник первоначальника Саровской пустыни и один из ближайших его учеников, второй строитель иеромонах Дорофей (в миру Димитрий Анисимович Замятин; в схиме Димитрий), был избран к настоятельству самим иеросхимонахом Иоанном в 1731 г. Родом он сам был из Кадомского уезда Тамбовской губернии, звания церковнослужительского. Прийдя в 1705 г. в пустыню к ее первоначальнику Иоанну, в 1708 г. был пострижен. В 1710 г. рукоположен во иеродиакона, затем в иеромонаха.
В 1745 г. принял великую схиму с именем Димитрий. Был у иеросхимонаха Иоанна в послушании как истинный ученик и соучастник во всех трудах и скорбях; подражая примеру учителя, для всех был образом смирения и трудов иноческих, неся вместе со всей братией общие послушания – сенные покосы, рыбную ловлю. Строителем был 17 лет. Как любящему отцу, поручали братия ему свои души, он же, в постоянном попечении о спасении их, отечески их врачевал и наставлял, сам будучи величайшим образцом всех добродетелей, которым учил.
Указание пути ко спасению
1. Нерадивому и не пекущемуся о душе своей невозможно врага и страсти победити и в совершение приита, духовно жити и спастися и Богу угодити. В праздности живущие и поработившиеся плоти своей и наполняющие утробу – царицу всем страстем, Царствия Божия наследит не могут. Сего бо ради святии в скорбех и болезнех, во алчбе и жажде и в нищете пожили.
Бог все творит для нашего спасения
2. Аще не претерпит искушения человек, не приимет дарования и венца от Бога. Терпение бо человеку спасение; леность же и слабость и покой (праздность) – погибель; покой бо делает телу леность и слабость и нерадение о душе. Покой и суетное попечение губит спасительное время.
Молитва
3. Ничтоже тако досаждает бесам и опаляет их, якоже молитва Иисусова; зело бо страшна бесам молитва Иисусова... Молитвою ум очищается и светлеет и просвещенным делается.
Добродетели
4. Добро есть воздержание, и сего ради велика есть сия добродетель – воздержание; понеже мати всем добродетелям. Аще удержим чрево свое от пресыщения, братие, внидем в Царствие Небесное; воздержание бо есть греха убиение и страстей отчуждение, жизни духовной начало и вечных благ ходатай.
Скорби
5. Подобает бо нам повсечастное терпение имети, и егда приидут на нас скорби и напасти, подобает нам поминати на всяк час прежде нас бывших человек святых, как они всю жизнь свою в скорбех и напастех и бедах, в страдании течение скончаша, сего ради прияша от Бога радость неисповедимую и неизглаголанную в Царствии Небесном и такову радость, еяже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже у готова Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).
Искушения
6. Блюдися с великим опасением; ибо посреди страстей и сетей ходиши: на всяк час всюду страсти обстоят, всюду сети бесов простерты. Якоже воздух проникает повсюду и земля вся исполнена страстей и сетей.