<< Календарь Православных праздников и постов >>
Молитва Входу Господню в Иерусалим
Акафист Входу Господню в Иерусалим
Канон Входу Господню в Иерусалим
Этот праздник всегда приходится на воскресение перед Страстной седмицей, сразу после Лазаревой субботы.
Эти два праздника – Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (который еще называется Вербным воскресением) – связаны вместе не только событиями, которые происходили в Евангельское время, но и одним богослужебным текстом – тропарем праздника.
Праздник Входа Господня в Иерусалим является великим двунадесятым Господским праздником.
В этот день Церковь вспоминает, как пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил «четверодневного» Лазаря. Взрослые и дети пели ему «Осанна!», подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его ветвями зелени и цветами.
Эти знаки внимания соответствовали истинному значению миссии Иисуса, Его Божественному достоинству. Он входил в Иерусалим – Священный Город, где находился Храм Господень, который Сам Иисус называл домом Отца Своего, – входил как Царь, как Господь, как Сын Божий. И в то же время Он входил туда на страдания и на муки, о которых знал. Его встречал народ, который через несколько дней предал Его суду, избиению и распятию, который через несколько дней стал поносить Его и радоваться Его уничижению. Он входил в город на страдания для спасения людей всего мира, в город, о котором немногим позже скажет, что тот подлежит разрушению, потому что не исполнил своего предназначения.
События, о которых воспоминается в этот праздник, подробно описаны у всех четырех евангелистов.
Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что в этот день верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений (вербы, ивы, ветлы) или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме.1
Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев – как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет и где первой распускается верба, с древних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название – Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий2, Цветоносное воскресение.
К вербе присоединяют (или вставляют в букетик) свечи. Вербы освящаются во время всенощного бдения, накануне Вербного воскресения, и потом хранятся весь год в домах около икон, как святыни.
Праздник Входа Господня в Иерусалим связан со Страстной седмицей – на нем лежит печать предстоящих Страстных дней. И тем не менее это великое торжество прославления Царя Небесного, прославления Божественной природы во Иисусе Христе. Здесь же воспоминается воскрешение Лазаря. Два праздника связаны друг с другом, ибо мы видим в Лазаре не только прообраз Воскресения Христова, но и нашего общего воскресения, о чем и поется в праздничном тропаре. Этот прообраз вселяет в нас великую надежду и поэтому праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен великой радости несмотря на предстоящую Страстную седмицу (о Страстной седмице см. «Великий пост»).
Облачение в день праздника зеленое с золотом – как отражение тех ветвей зелени, которыми встречали Христа.
Тропарь праздника:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
В этот праздничный день, как и в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.
____________________
1 Мф. 21:1–11, Мк. 11:1–11, Лк. 9:29–44, Ин. 12:12–19.
2 Неделя Вайи – Вербное воскресение.