<< Календарь Православных праздников и постов >>
Молитва на сошествие Духа Святого
Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви это великий двунадесятый праздник. Празднуется через семь недель после Пасхи, в воскресенье.
Праздник Святой Троицы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства. На следующий день после Пятидесятницы, в понедельник праздник в честь Всесвятого Животворящего Духа (Духов день). Именно этот день является пятидесятым по счету от Пасхи, поэтому и второе название праздника – Пятидесятница. Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу.
Этот праздник также именуется Троицей, потому что именно Сошествием Святого Духа на апостолов в этот день открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Событие Сошествия Святого Духа на апостолов считается началом Христианской Церкви.
Ветхозаветной Церковью день Пятидесятницы праздновался со времени пророка Божия Моисея. Он наступал через семь недель (седмиц) после иудейской пасхи, и поэтому назывался праздником седмиц. Торжество это, со множеством обрядов, было установлено в память о получении Моисеем Десяти заповедей, которые ему дал Бог на Синайской горе. Произошло это на пятидесятый день после того, как народ Божий покинул Египет, потому праздник и был назван Пятидесятницей.
Но у христиан с праздником Пятидесятницы связаны другие воспоминания. События, описанные далее, изложены евангелистом Лукой не в Евангелии, а в Деяниях святых апостолов.
Перед Своими страданиями и смертью Господь обещал апостолам послать им от Господа Утешителя, Духа Истины. Перед Вознесением Он снова повторил это обетование.1
После Вознесения Господа ученики Его и апостолы вернулись в Иерусалим и вошли, как говорит предание, в тот самый дом в Сионе, где была Тайная вечеря. Там же была Матерь Божия и некоторые женщины. Они чувствовали себя как один человек и молились все вместе, ожидая исполнения слов Господа и сошествия на них Святого Духа, готовясь принять Его благодатные дары.
И вот в десятый день после Вознесения Господа, как раз в день, когда все праздновали Пятидесятницу, а народ, заполняя улицы и площади города, шел к храму, в девять часов утра (третий час дня по евангельскому времяисчислению) внезапно в воздухе послышался шум, какой бывает во время бури от порыва сильного ветра. Шум этот доносился сверху, с неба, но постепенно проник в дом, где собрались апостолы, и наполнил все своим чистым звучанием. Это не был ветер, а только звук, похожий на него. В тот же миг посреди дома появились языки огня, разделяясь и останавливаясь над головой каждого из апостолов. Звук бури, наполнивший дом, готовил учеников к пришествию Святого Духа, а языки огня показывали, что Он пришел. «Сын Божий явился на земле видимо, и Святому Духу нужно было явиться видимо», – говорит святитель Григорий Богослов. И раньше, когда Святой Дух сходил на Христа во время крещения в Иордане, Он принял образ голубя, а не остался незаметным.
Это было первое чудо, но за ним произошло второе, еще более удивительное. Апостолы и все, кто собрался в доме, когда сошел на них Святой Дух, вдруг начали говорить на всех известных языках. Таков был один из даров Святого Духа. На всех языках апостолы прославляли величие Бога, Его чудесные дела, которым они были свидетелями и смысл которых они только теперь наконец поняли во всей полноте.
Иерусалим в тот день был полон народа. По закону Моисееву, в дни Пасхи, Пятидесятницы и на праздник Кущей иудеи должны были собираться сюда в храм, который был один для всего народа. Но многие иудеи жили не только в Израиле, но и в других странах, поэтому им было очень тяжело исполнять этот закон – слишком долгим и трудным был путь. Исполнять его решались только самые благочестивые. Итак, придя сюда из разных стран и пораженные странным шумом, многие из них направились к его источнику – Сионскому дому. Когда же они подошли ближе, то услышали, что апостолы свободно говорили с каждым на их языке: с людьми, пришедшими из Персии и Мидии, с жителями Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Фригии, Египта и Ливии, с теми, кто пришел из Рима, и обращенными из язычников, с поселившимися на острове Крит и в песках Аравии. Со всеми апостолы говорили на знакомом им языке, проповедуя величие Божие и Его чудесные дела.
Собравшийся народ удивлялся еще и тому, что слышал славословия Богу на разных языках, а это было не положено: молитвы совершались только на священном еврейском языке; но больше всего их захватило то, о чем рассказывали апостолы. Все было просто, но одновременно так величественно и дышало неземной святостью, что привлекало внимание поневоле.2 А самое интересное было то, что каждый слышал тот язык, к которому привык за годы жизни на чужбине – в Риме, Греции, в Африке или в Индии. Но ведь говорившие с ними были простыми людьми, галилеянами, которые никогда не учили чужих языков и изъяснялись только на своем собственном. Одни удивлялись, другие приходили в ужас.
Все видели необыкновенное чудо, но никто не мог понять, как это произошло. Изумляясь и недоумевая, все спрашивали друг друга: «Что это значит?» Скоро нашлись люди, которые захотели все объяснить, хотя сами ничего не понимали. Насмехаясь над апостолами, эти люди говорили: «Они напились сладкого вина!»
Услышав это, апостол Петр и другие апостолы встали, и Петр, стараясь перекрыть шум толпы, громко стал говорить: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня». Третий час дня, как мы помним, у нас соответствовал бы девяти утра, это был первый молитвенный час и время утренней жертвы в храме. До этого времени даже в будни никто не позволял себе в то время съесть хотя бы крошку, тем более это правило исполнялось в великий праздник Пятидесятницы.
И потом Петр сказал собравшимся, что происходящее здесь было предсказано еще пророком Иоилем, жившим за много веков до этого дня: Бог послал Духа Своего Святого на апостолов, и вот теперь они пророчествуют. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», – так закончил апостол Петр свою речь.
И затем апостол Петр рассказал собравшимся о Христе, о Его проповеди, смерти, воскресении и вознесении на небо.
Первая после схождения Святого Духа проповедь апостолов сильно подействовала на слушателей. Кроме того, все видели чудесные знамения, слышали разноязычную речь простых галилеян, получивших дары Святого Духа.
Поэтому многие подходили к ним и спрашивали: «Что нам делать?» Тогда апостол Петр велел каждому покаяться в своих грехах, принять крещение и обещал, что каждый получит дар Святого Духа, чудесные действия которого все сегодня видели.
Многие охотно слушали его, просили крещения, и в тот же день к Церкви присоединилось около трех тысяч человек, до того не веровавших в Иисуса Христа.
Так окончился день Пятидесятницы, ставший днем рождения христианской Церкви.
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
Облачения духовенства и алтаря зеленые. В этот день служба имеет следующую особенность.
После Божественной литургии сразу начинается Великая вечерня, на которой после входа и Великого прокимна духовенство попеременно читает особые молитвы. Эти молитвы читаются только в этот день. Поэтому все православные стремятся в этот день обязательно быть на службе.
Все священные действия духовенство совершает с букетами березовых веток и цветов. Все букеты и ветви освящаются святой водой.
Тропарь, глас 8-й:
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 8-й:
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
____________________
1 Деян. 2:1–4.
2 Деян. 2:14–41.