Методика является примером субъективного типологического подхода к изучению личности. Разработчик теста – Дж. Холланд.
Стимульный материал теста отличается от подобного рода опросников и представляет собой 42 дихотомические альтернативы, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами, ответить на гипотетический вопрос: «Кем предпочтительней вам было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом?» и т.д.
На основе психологического анализа профессий, использованных в тесте, автор выделил 6 шкал, соответствующих 6 типам личности:
1. реалистический тип,
2. интеллектуальный тип,
3. социальный тип,
4. конвенциальный тип,
5. предприимчивый тип,
6. артистичный тип.
Каждому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого испытуемого (т.е. проводить т.н. ипсативное оценивание).
В настоящее время затруднительно дать достаточно серьезную психометрическую оценку теста, так как каких-либо данных о валидности и надежности методики не обнаружено.
Стимульный материал
1 | Инженер-технолог | А | Инженер-конструктор | Б | |||||||
2 | Вязальщик | А | Санитарный врач | Б | |||||||
3 | Повар | А | Наборщик | Б | |||||||
4 | Фотограф | А | Заведующий магазином | Б | |||||||
5 | Чертежник | А | Дизайнер | Б | |||||||
6 | Философ | А | Психиатр | Б | |||||||
7 | Ученый-химик | А | Бухгалтер | Б | |||||||
8 | Редактор научного журнала | А | Адвокат | Б | |||||||
9 | Лингвист | А | Переводчик худож. лит-ры | Б | |||||||
10 | Врач-психиатр | А | Статистик | Б | |||||||
11 | Завуч | А | Председатель профкома | Б | |||||||
12 | Спортивный врач | А | Фельетонист | Б | |||||||
13 | Нотариус | А | Снабженец | Б | |||||||
14 | Перфоратор | А | Карикатурист | Б | |||||||
15 | Политический деятель | А | Писатель | Б | |||||||
16 | Садовник | А | Метеоролог | Б | |||||||
17 | Водитель троллейбуса | А | Медсестра | Б | |||||||
18 | Инженер-электронщик | А | Секретарь-машинистка | Б | |||||||
19 | Маляр | А | Художник по металлу | Б | |||||||
20 | Биолог | А | Глазной врач | Б | |||||||
21 | Телеоператор | А | Режиссер | Б | |||||||
22 | Гидролог | А | Ревизор | Б | |||||||
23 | Зоолог | А | Главный зоотехник | Б | |||||||
24 | Математик | А | Архитектор | Б | |||||||
25 | Работник детской комнаты милиции | А | Счетовод | Б | |||||||
26 | Учитель | А | Командир части | Б | |||||||
27 | Воспитатель | А | Художник по керамике | Б | |||||||
28 | Экономист | А | Заведующий отделом | Б | |||||||
29 | Корректор | А | Критик | Б | |||||||
30 | Завхоз | А | Дирижер | Б | |||||||
31 | Радиооператор | А | Специалист по ядерной физике | Б | |||||||
32 | Наладчик | А | Монтажник | Б | |||||||
33 | Агроном-семеновод | А | Председатель колхоза | Б | |||||||
34 | Закройщик-модельер | А | Декоратор | Б | |||||||
35 | Археолог | А | Эксперт | Б | |||||||
36 | Работник музея | А | Консультант | Б | |||||||
37 | Ученый | А | Актер | Б | |||||||
38 | Логопед | А | Стенографист | Б | |||||||
39 | Врач | А | Дипломат | Б | |||||||
40 | Главный бухгалтер | А | Директор | Б | |||||||
41 | Поэт | А | Психолог | Б | |||||||
42 | Архивариус | А | Скульптор | Б |
Ключи:
Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 – все ответы А
Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А
Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 20Б, 25A, 26A, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б
Конвенциальный тип: 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б
Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15A, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 33Б, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б
Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Характеристика типов
1 тип – реалистический
Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т. д. Типу свойственны математические, а не вербальные способности.
2 тип – интеллектуальный
Ориентирован на труд, не социален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т. п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Гармоничный интеллектуальный тип.
3 тип – социальный
Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия - обучение и лечение, профессии - врач, психолог. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Зависим от группы и мнения окружающих, активен. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными.
4 тип – конвенциальный
Характеризуется тем, что отдает предпочтение четко структурированной деятельности: любит когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Черты характера: ригидность, консерватизм, зависимость. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими навыками общения, хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Это слабый организатор и руководитель, т. е. его решения зависят от мнения людей, его окружающих.
5 тип - предприимчивый
Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, т. е. любит давать генеральную линию, агрессивен, предприимчив.
6 тип - артистичный
Присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость - в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера - музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я».
|
Вам понравилась статья? Тогда подпишитесь на обновления, чтобы не пропускать свежие материалы и сразу же их получать на электронную почту! |