Аэрография — это техника изобразительного искусства при которой порошкообразными или жидкими красителями таким инструментом как аэрограф изображение при помощи сжатого воздуха наносится на различные поверхности: кирпичные, металлические, пластиковые, керамические и т.д.
Прототипы аэрографических рисунков были найдены в Аргентине (Рио-Пинтурасе, провинция Санта-Крус) в знаменитой Пещере рук, возраст которой составляет около 7300 лет до н.э.. Это отпечатки рук, которые были сделаны следующим образом: рука прикладывалась к стене и на нее выдувался через полую кость красящий пигмент. Похожие изображения на стене древней пещеры Пеш-Мерль во Франции были выполнены в результате сочетания двух техник. Первая (позитивная) техника: краска наносилась на ладонь и делался ее отпечаток. Вторая (негативная): красящим пигментом опылялась приложенная к стене рука.
Современные инструменты для аэрографии были изобретены в конце 19-го века. Так в 1876 году Фрэнсис Эдгар Стэнли создал первый механический аэрограф. Ювелир Эбнер Пилер усовершенствовал эту версию аэрографа и запатентовал свое творение, назвав его «распределитель краски». При помощи аэрографа в 1878 году Пилер техникой аэрографии написал пару десятков картин и тем самым привлек внимание общественности к новому направлению в искусстве. В 1882 году Эбнер Пилер продал за 700$ патент на разработку компании «Либерти Уолкап». И уже в 1884 году в Рокфорде была создана компания Airbrush Manufacturing Company, которая специализировалась на производстве аэрографов.
Однако первые аэрографы не получили должной оценки художников. Английская Королевская Академия искусств не оценила первые акварели, выполненные в технике аэрографии, поскольку такие работы создавались «механическим способом», не отражали глубину внутреннего мира самого художника и не демонстрировали его мастерство. Не оценила общественность и желание американского художника-авангардиста Мана Рэя обогатить изобразительное искусство за счет новых техник. В 1918 году в Париже он открыл выставку под названием «Первый напыленный объект». Но выставка потерпела полное фиаско. Художественные критики объявили Ман Рэя мошенником, они назвали его «преступником, который девальвирует живопись через применение механического аппарата». С того момента распространение техники аэрографии на некоторые время прекратилось. Аэрографию стали применять только для ретуши фотографий, изготовления цветных плакатов и иллюстрированных объявлений.
И только в 50-60-е годы 20 столетия при возникновении поп-реализма художники снова предприняли попытки использовать аэрограф и технику аэрографии в искусстве. Появление фотореализма окончательное закрепило аэрограф как один из инструментов в арсенале современного художника.
В настоящее время область распространения аэрографии необычайно широка. Её применяют для:
- создания живописных полотен,
- ретуши фотоснимков,
- таксидермии (изготовление чучел животных),
- моделизма (изготовление уменьшенных моделей и макетов различной техники и архитектурных сооружений),
- росписи текстиля,
- настенной росписи,
- боди-арта (нанесение рисунков на тело человека),
- росписи ногтей,
- росписи сувенирной продукции и игрушек,
- росписи посуды,
- нанесения рисунков на автомобили, мотоциклы и другую технику,
- изготовления полиграфической продукции,
- дизайна помещений и т. д.
Благодаря тому, что краски аэрографом наносятся очень тонким слоем и распыляются по поверхности очень плавно, используя технику аэрографии можно достичь замечательных декоративных эффектов, таких, как:
- плавный переход одного цвета в другой,
- объёмность изображения,
- фотографическая реалистичность,
- имитация грубой фактуры отдельных элементов изображения, нанесенных на идеально гладкую поверхность.