Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Бхагавад-гита как она есть. Глава 14. Три гуны материальной природы

(издание 1992 года, известное как "красная Гита")

 

Тексты главы 14 с комментариями:  14.1  14.2  14.3

14.4  14.5  14.6  14.7  14.8  14.9  14.10  14.11  14.12

14.13  14.14  14.15  14.16  14.17  14.18  14.19  14.20

14.21  14.22-25  14.26  14.27

  

ТЕКСТ 14.1 Верховная Личность Бога сказал: "И снова Я возвещу тебе эту высшую мудрость, лучшую из всего знания, познав которую, мудрецы достигали наивысшего совершенства.

 

ТЕКСТ 14.2 Утвердившись в этом знании, человек может достичь трансцендентной природы, подобной Моей собственной, и тогда он уже не рождается во время творения, и уничтожение не затрагивает его.

 

ТЕКСТ 14.3 Вся материальная субстанция, называемая Брахманом, является источником рождения, и в этом Брахмане Я зачинаю все живые существа, о сын Бхараты, давая им возможность появиться на свет.

 

ТЕКСТ 14.4 Следует понять, что все виды жизни, о сын Кунти, происходят из чрева этой материальной природы, и что Я - отец, дающий семя.

 

ТЕКСТ 14.5 Материальная природа состоит из трех гун: добродетели, страсти и невежества. Когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с природой, о сильнорукий Арджуна, оно обусловливается этими гунами.

 

ТЕКСТ 14.6 О безгрешный, гуна добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой гуны обретают счастье и знание.

 

ТЕКСТ 14.7 Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вожделений, о сын Кунти, и вследствие этого воплощенное в теле живое существо привязано к материальной кармической деятельности.

 

ТЕКСТ 14.8 О сын Бхараты, знай, что темнота, рожденная из невежества, есть причина заблуждения всех живых существ, воплощенных в материальном теле. Следствия этой гуны - безумие, леность и сон, связывающие обусловленную душу.

 

ТЕКСТ 14.9 О сын Бхараты, в гуне добродетели человек счастлив, страсть толкает его к кармической деятельности, а невежество, покрывая знание человека, обрекает его на безумие.

 

ТЕКСТ 14.10 ногда гуна добродетели преобладает, побеждая гуны страсти и невежества, о сын Бхараты. Иногда гуна страсти побеждает добродетель и невежество. А иногда невежество побеждает добродетель и страсть. Так и идет эта постоянная борьба за превосходство.

 

ТЕКСТ 14.11 Проявления гуны добродетели можно ощутить, когда все врата тела освещены знанием.

 

ТЕКСТ 14.12 О лучший из Бхарат, когда возрастает влияние гуны страсти, развиваются признаки сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых стремлений и неподдающихся контролю страстных желаний.

 

ТЕКСТ 14.13 Когда возрастает влияние гуны невежества, о сын Куру, она несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию.

 

ТЕКСТ 14.14 Если человек умирает в гуне добродетели, он достигает высших планет, чистых планет великих мудрецов.

 

ТЕКСТ 14.15 Если человек умирает в гуне страсти, он рождается среди занятых кармической деятельностью, а умирая в гуне невежества, он рождается в царстве животных.

 

ТЕКСТ 14.16 Результаты благочестивой деятельности чисты; о такой деятельности говорят, что она находится в гуне добродетели. Деятельность в гуне страсти ведет к страданиям, а деятельность в гуне невежества - к глупости.

 

ТЕКСТ 14.17 Из гуны добродетели развивается подлинное знание, из гуны страсти развивается жадность, и из гуны невежества развиваются глупость, безумие и иллюзия.

 

ТЕКСТ 14.18 Пребывающие в гуне добродетели постепенно поднимаются на высшие планеты; находящиеся в гуне страсти живут на земных планетах; те же, на кого влияет отвратительная гуна невежества, опускаются в адские миры.

 

ТЕКСТ 14.19 Когда человек воистину видит, что нет другого исполнителя какой-либо деятельности, кроме этих гун природы, и знает Верховного Господа, трансцендентного по отношению ко всем этим гунам, он достигает Моей духовной природы.

 

ТЕКСТ 14.20 Когда воплощенное существо способно выйти за границы этих трех гун, связанных с материальным телом, оно может освободиться от рождения, смерти, старости и приносимых ими страданий и вкусить нектар даже в этой жизни".

 

ТЕКСТ 14.21 Арджуна спросил: "О мой дорогой Господь, по каким признакам можно узнать человека, возвысившегося над этими тремя гунами? Как он ведет себя? И как побеждает гуны природы?"

 

ТЕКСТЫ 14.22-25 Верховная Личность Бога сказал: "О сын Панду, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они есть, и кто не стремится к ним, когда они исчезают, кто несгибаем и не обеспокоен, оставаясь безучастным и трансцендентным к любым воздействиям материальных качеств, зная, что ничто не совершается помимо них, кто обращен внутрь себя и одними глазами смотрит на счастье и несчастье, для кого кусок земли, камень или золото суть равны, кто принимает как одно желаемое и нежелаемое, кто уравновешен, кто равно воспринимает похвалы и упреки, честь и бесчестье, кто относится одинаково к другу и к врагу, и кто отрекся от всякой материальной деятельности - о таком человеке можно сказать, что он поднялся над гунами природы.

 

ТЕКСТ 14.26 Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению, непоколебимый при любых обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы и так достигает уровня Брахмана.

 

ТЕКСТ 14.27 Я - основа безличного Брахмана, бессмертного, нетленного и вечного, который есть изначальное положение конечного счастья.

 

Все главы «Бхагавад-гиты как она есть»:

Глава 1  Глава 2  Глава 3  Глава 4  Глава 5  Глава 6

Глава 7  Глава 8  Глава 9  Глава 10  Глава 11  Глава 12

Глава 13  Глава 14  Глава 15  Глава 16  Глава 17  Глава 18

 
Тексты главы 14 "Три гуны материальной природы" на санскрите
с пословным переводом и комментариями А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады
Все категории раздела «Религиозно-философское наследие Индии»
новые СТАТЬИ сайта