Тексты главы 10: 10.1 10.2 10.3 10.4-5 10.6
10.7 10.8 10.9 10.10 10.11 10.12-13 10.14 10.15
10.16 10.17 10.18 10.19 10.20 10.21 10.22 10.23
10.24 10.25 10.26 10.27 10.28 10.29 10.30 10.31
10.32 10.33 10.34 10.35 10.36 10.37 10.38 10.39
сарганам адир анташ ча мадхйам чаивахам арджуна
адхйатма-видйа видйанам вадах правадатам ахам
сарганам - из всех созданий; адих - начало; антах - конец; ча - и; мадхйам - середина; ча - также; эва - непременно; ахам - Я есть; арджуна - о Арджуна; адхйатма-видйа - духовное знание; видйанам - из всего образования; вадах - естественное заключение; правадатам - доказательств; ахам - Я есть.
Я - начало, конец и середина всех творений, о Арджуна. Из всех видов знания Я - возвышенная наука о душе, среди логиков Я окончательная истина.
КОММЕНТАРИЙ: При творении проявлений сначала создаются все материальные элементы. Как уже объяснялось выше, космическое проявление творится и поддерживается Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну и затем уничтожается Господом Шивой. Брахма является вторичным создателем. Все эти действующие силы творения, поддержания и уничтожения являются различными воплощениями материальных качеств Верховного Господа. Следовательно, Он - начало, середина и конец всего творения.
Для того, чтобы углубить и расширить свое образование, имеется множество литературных источников, таких, как четыре Веды, шесть дополнений к ним, "Веданта-сутра", книги по логике, книги по религии и "Пураны". То есть в целом имеется четырнадцать подразделений книг для повышения образования. Среди них та, что дает адхйатма-видйа, духовное знание - а именно "Веданта-сутра" - представляет Кришну.
У логиков имеются различные виды аргументов. Подкрепление какого-либо аргумента доказательством, которое подтверждает также аргумент противника, называется джалпа. Попытки просто опрокинуть аргументы противника именуются витанда. Но окончательный вывод называется вада. Так, заключительная истина есть Кришна.