Тексты главы 10: 10.1 10.2 10.3 10.4-5 10.6
10.7 10.8 10.9 10.10 10.11 10.12-13 10.14 10.15
10.16 10.17 10.18 10.19 10.20 10.21 10.22 10.23
10.24 10.25 10.26 10.27 10.28 10.29 10.30 10.31
10.32 10.33 10.34 10.35 10.36 10.37 10.38 10.39
мритйух сарва-хараш чахам удбхаваш ча бхавишйатам
киртих шрир вак ча наринам смритир медха дхритих кшама
мритйух - смерть; сарва-харах - всепожирающая; ча - также; ахам - Я есть; удбхавах - создание; ча - также; бхавишйатам - будущего; киртих - слава; шрих - роскошь или красота; вак - красивая речь; ча - также; наринам - из женщин; смритих - память; медха - разум; дхритих - твердость; кшама - терпение.
Я - всепожирающая смерть, и Я - творящий все, чему быть. Среди женщин Я - слава, удача, изящная речь, память, рассудительность, верность и терпеливость.
КОММЕНТАРИЙ: Как только человек рождается, он сразу же начинает умирать. Смерть всегда, в каждую секунду, пожирает всякое живое существо, но последний удар называется смертью в собственном смысле этого слова. Эта смерть есть Кришна. Все виды жизни подвержены шести основным изменениям. Живые существа рождаются, растут, живут некоторое время, производят потомство, стареют и, в конечном итоге, умирают. Первое из изменений - освобождение из чрева матери, и это есть Кришна. Появление на свет представляет собой начало всей будущей деятельности.
Считается, что семь перечисленных достоинств - слава, удача, изящная речь, память, рассудительность, верность и терпеливость имеют женское начало. Кто обладает всеми или некоторыми из них, обретает славу. Если человек известен как праведник, это прославляет его. - совершенный язык и потому славен. Если после изучения предмета человек запомнил его суть, то он наделен хорошей памятью, или смрити. Способность не только читать много книг на различные темы, но и понимать их, и применять, когда это необходимо, есть разум (медха), еще одно достоинство. Способность преодолевать непостоянство называется верностью, или стойкостью (дхрити). А когда человек обладает многими достоинствами, но при этом прост и добр, и умеет сохранять спокойствие как в печали, так и в великой радости. Это значит, что у него есть качество, называемое терпением (кшама).