Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Бхагавад-гита как она есть, текст 10.42

(издание 1992 года, известное как "красная Гита")

 

Тексты главы 10:  10.1  10.2  10.3  10.4-5  10.6

10.7  10.8  10.9  10.10  10.11  10.12-13  10.14  10.15

10.16  10.17  10.18  10.19  10.20  10.21  10.22  10.23

10.24  10.25  10.26  10.27  10.28  10.29  10.30  10.31

10.32  10.33  10.34  10.35  10.36  10.37  10.38  10.39

10.40  10.41  10.42

 

अथवा  बहुनैतेन  किं  ज्ञातेन  तवार्जुन ।

विष्टभ्याहमिदं  कृत्स्नमेकांशेन  स्थितो  जगत् ॥ ४२॥

 

атха ва бахунаитена ким гйатена таварджуна
виштабхйахам идам критснам экамшена стхито джагат

 

атха ва - или; бахуна - много; этена - этого вида; ким - что; гйатена - зная; тава - твое; арджуна - о Арджуна; виштабхйа - проникая; ахам - Я; идам - этой; критснам - всей; эка - одной; амшена - частью; стхитах - расположен; джагат - во вселенной.

 

Зачем об этом знать подробно, о Арджуна? Одной лишь крошечной частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную.

 

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь представлен повсюду в материальных вселенных, потому что Он присутствует во всем в форме Параматмы. Господь говорит здесь Арджуне, что не стоит рассматривать богатство и великолепие существующих вещей в их индивидуальности. Необходимо знать, что все они существуют благодаря тому, что Кришна присутствует в них в форме Параматмы. От самого гигантского существа Брахмы до маленького муравья - все живут только потому, что Господь пребывает в каждом и поддерживает каждого.

Существует мнение, что поклонение любому полубогу приведет человека к Верховной Личности Бога, конечной цели. Однако здесь порицается поклонение полубогам, поскольку даже величайшие из полубогов, такие, как Брахма и Шива, представляют всего лишь часть мощи Верховного Господа. Он - первопричина всего сущего, и нет никого более великого, чем Он. Он - асамаурдхва, что означает, что нет никого превосходящего Его и нет никого равного Ему. В "Падма-пуране" говорится, что считающий Верховного Господа Кришну стоящим на одном уровне с полубогами, даже такими, как Брахма и Шива, сразу становится атеистом. Однако тот, кто внимательно изучил различные описания божественных качеств и экспансий энергии Кришны, может осознать положение Господа Шри Кришны и сосредоточить свой ум на поклонении Ему, не отклоняясь с этого пути. Господь всепроникающ, благодаря экспансии Своего частичного представления, Параматмы, которая входит во все существующее. Поэтому чистые преданные сосредоточивают свой ум на сознании Кришны, посвящая себя преданному служению Ему; следовательно, они всегда пребывают в трансцендентном состоянии. Преданное служение и поклонение Кришне ясно описаны в стихах этой главы, с восьмого по одиннадцатый. Таков путь чистого преданного служения. В данной главе было подробно объяснено, как можно достичь высшего совершенства в преданном служении - общения с Верховной Личностью Бога. Шрила Баладева Видйабхушана, великий ачарья, принадлежащий к парампаре, начинающейся от Кришны, заканчивает свой комментарий к этой главе следующим образом:

йач-чхакти-лешат сурйадйа бхавантй атй-угра-теджасах
йад-амшена дхритам вишвам са кришно дашаме 'рчйате

"Из беспредельной энергии Господа Кришны даже могущественное солнце черпает свою силу, и благодаря частичной экспансии Кришны поддерживается целый мир. Поэтому Кришна достоин поклонения."

 

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к десятой главе "Шримад-Бхагавад-гиты", под названием "Великолепие Абсолюта". 
Все категории раздела «Религиозно-философское наследие Индии»
новые СТАТЬИ сайта