Познаем мир вместе
Обновления на сайте
реклама

Текст 6

नयनं  गलदश्रुधारया
वदनं  गद्गदरुद्धया  गिरा ।
पुलकैर्  निचितं वपुः  कदा
तव  नाम  ग्रहणे  भविष्यति ॥६॥

 

найанам галад-ашру-дхарайа

ваданам гадгада-руддхайа гира

пулакаир ничитам вапух када

тава нама-грахане бхавишйати

 

найанам – глаза; галад-ашру-дхарайа – непрерывные потоки слез; ваданам – уста; гадгада – дрожащий; руддхайа – прерывающийся; гира – произнося слова; пулакаих – вставшие дыбом волосы как проявление трансцендентного экстаза; ничитам – покрылось; вапух – тело; када – когда; тава – Твоего; нама-грахане – при произнесении имени; бхавишйати-появится.

 

ПЕРЕВОД

О мой Господь, когда же глаза мои украсятся слезами любви, беспрестанно льющимися при пении Твоего святого имени? Когда же дрогнет мой голос и волосы на теле встанут дыбом при повторении Твоего имени?

 

"ШРИ САНМОДАНА БХАШЙАМ"

В предыдущих пяти шлоках рассматривалось следующее. Духовная жизнь начинается со шраддхи, то есть искренней веры, за которой следует садху-санга и девять ступеней преданного служения, начиная со слушания, воспевания, памятования и т. д.

Следующей темой, которая рассматривалась в предыдущих шлоках, была наука самоосознания, с корнем уничтожающая невежество дживы и все нежелательные препятствия на пути духовного прогресса. Затем были освещены такие темы, как ништха (твердость), ручи (вкус), асакти (привязанность) и бхава (духовные эмоции). Таким образом, было показано, как посредством чистого преданного служения, в котором заключается сущность хладини-шакти Господа, джива постепенно проявляет свою сварупу, изначальную духовную форму. К тому времени, когда джива поднимается на ступень бхавы, ее чистое преданное служение достигает своей кульминации, так как становится непрерывным процессом. Бхаву часто называют рати, или влечением, и сравнивают ее с бутоном, который, распускаясь, становится према-бхакти, чистым любовным служением. Из воспевания, слушания и других процессов, с которых начинается садхана-бхакти, наиболее эффективным способом подняться до уровня бхавы является повторение имени Кришны. 

 

Девять признаков бхавы

Преданный, поднявшийся до этого высочайшего духовного уровня, обладает девятью качествами:

1) он терпелив и невозмутим даже перед лицом больших несчастий;

2) он не любит терять попусту время;

3) он всегда занят служением Господу;

4) он ничем не гордится;

5) у него нет ни малейшего сомнения в том, что он достигнет лотосных стоп Господа;

6) он неудержимо стремится к совершенству и у него есть вкус к повторению святого имени;

7) он очень любит беседы о развлечениях и качествах Кришны;

8) ему абсолютно неинтересно то, что не имеет никакого отношения к Кришне;

9) он привязан к тем местам, где происходят игры Кришны. В писаниях говорится, что душа, развившая в себе эти качества, стоит на пороге достижения полной бхавы. 

 

Признаки экстаза на ступени бхава-бхакти

Когда, вследствие садхана-бхакти, возникает ручи, неудержимое стремление к лотосным стопам Господа, и сердце преданного тает, то такое состояние называется бхава-бхакти. Духовные эмоции бхавы - это лучи солнца премы и лучи солнца ни с чем не сравнимой красоты Кришны, воплощения чистой трансцендентности. Поэтому бхава-бхакти, или рати, - это не что иное, как зарождение премы, любви к Богу. На этой стадии понемногу начинают проявляться ашта-саттвика-викара, восемь признаков экстаза: плач, озноб и т. д. Когда преданный медитирует на лотосные стопы Господа, сердце его начинает таять, и он не в силах сдержать потоки слез. Тантры и Пураны объясняют, что на уровне бхавы эти признаки экстаза только-только начинают проявляться, но на уровне премы они сияют уже в полную силу. Поведение преданного, переполняемого такими эмоциями, называется анубхава. Он танцует, катается по земле, поет, внезапно начинает кричать, тело его содрогается, он начинает долго, продолжительно зевать, подолгу о чем-то тоскует, хочет остаться один, у него сочится слюна, он громко смеется, теряет сознание, икает и т. д. 

 

Восемь главных признаков экстаза

Полное бессилие, испарина, мороз по коже, бледность, потеря голоса, дрожь, рыдания и потеря сознания - это восемь основных признаков экстаза, или ашта-саттвика-викара. На стадии бхавы преданный в первую очередь начинает танцевать, петь, его сотрясают рыдания, он теряет голос и мороз идет у него по коже. В данной шлоке Господь Чайтанйа уделяет этим признакам особое внимание. Он молится: "О, Кришна, о, сын Махараджи Нанды, когда же при произношении Твоего имени глаза Мои украсятся потоками слез? Когда же экстатические эмоции переполнят Меня настолько, что голос Мой дрогнет и мурашки побегут у Меня по коже? О, Господь, пролей на Меня свою милость, и пусть при повторении Твоего имени тело мое украсят эти проявления экстаза!"
В "Чайтанйа-чаритамрите" (Антйа-лила 20.37) Господь Чайтанйа говорит:
"Я не вижу смысла жить без любви к Богу. Поэтому Я молю Тебя о том, чтобы Ты принял Меня на работу в качестве своего слуги и платил Мне жалование любовью к Богу." 


КОММЕНТАРИЙ

Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

"О, Господь Кришна, о, счастье гопи, когда же при произнесении Твоего имени по щекам гопи заструятся неудержимые потоки слез? Когда же голос Мой дрогнет, и тело задрожит от любви к Тебе, и мороз пройдет по коже?" Это совершенная молитва к Господу, произнесенная с любовью к Нему. В этой связи уместно будет привести здесь цитату из "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.156):
"О, Господь Пундарикакша, когда же я буду танцевать в экстазе на берегах Ямуны, воспевая Твое имя со слезами на глазах?" 

 

С помощью второстепенных имен достичь премы невозможно

Не может быть и речи о том, чтобы достичь премы посредством воспевания второстепенных, или дополнительных, имен Кришны. Поэтому, как о том упомянуто в "Падйавали" (39), Господь Чайтанйа цитирует Шрилу Вйасадеву:
"Упанишады рассматривают предметы, далекие от нектарных развлечений Господа Хари, Шри Кришны. Поэтому они не могут затронуть сердце читателя и от их чтения по лицу никогда не заструятся слезы, и по телу не побегут мурашки."
Брахман, о котором повествуют Упанишады, весьма поверхностно связан с чудесными рассказами об играх Кришны. Истории о Кришне наполняют сердце экстазом, из-за которого тело преданного содрогается, он начинает рыдать и проявлять другие его внешние признаки. Эта шлока не имеет в виду тех, чьи глаза просто так влажны по своей природе, или тех, кто страдает от надуманного экстаза. Тело и ум будут делать все, что им прикажет переполненная экстазом очистившаяся душа, привлеченная служением Кришне. Поэтому сердце может растаять только у абсолютно чистых преданных, избавившихся от всех анартх, и лишь в их телах и умах могут проявиться все остальные признаки экстаза. Неофиты, пытающиеся имитировать подобные экстатические переживания, свойственные маха-бхагаватам, на деле просто дурят простой народ и создают себе немалые препятствия к достижению чистого преданного служения.


Цитаты и комментарии из "Шри Бхаджанарахасйи" 
Шрилы Бхактивиноды Тхакура

"Шримад-Бхагаватам" (11.3.30-32):
параспарану-катханам паванам бхагавад-йашах
митхо-ратир-митхастуштирнивриттирмитха атманах
смарантах смарайанташча митхо' гауга харам харим
бхактйа санджатайа бхактйа вибхритйут пулакам танум
квачид-рундатй ачйута чинтайа квачид-васами нанданти
вадантй алаукиках
нритйанти гайантй анушилайантй аджам бхаванти тушним
параметйа нирвритах
"Следует учиться общаться с преданными Господа и воспевать вместе с ними славу Господу. Это лучший из всех очистительных процессов. Преданные счастливы и удовлетворены, потому что между ними существуют любовные дружеские отношения. И, благодаря взаимной поддержке, преданные в состоянии оставить удовлетворение материальных органов чувств, в котором кроется главная причина страданий. 
Собравшись вместе, преданные Господа постоянно воспевают Его славу. Таким образом, они не забывают о Нем никогда, потому что всегда рассказывают друг другу о Его качествах и развлечениях. Таким образом, их преданность бхакти-йоге приносит удовлетворение Верховной Личности Бога, который, в свою очередь, избавляет их от всего неблагоприятного и нежелательного в жизни. Когда преданные полностью очищаются от всего этого, у них просыпается чистая любовь к Богу, и поэтому даже в этом мире их одухотворенные тела проявляют признаки трансцендентного экстаза, к примеру, у них на теле могут вставать дыбом волосы. 
Обретя любовь к Богу, преданные, полностью поглощенные мыслями о непогрешимом Господе, могут иногда громко рыдать, смеяться, испытывая величайшее наслаждение, громко взывать к Господу, петь и танцевать. Такие преданные, переступившие пределы обусловленной материальной жизни, имитируют время от времени нерожденного Верховного, подражая Его деяниям, а иногда, находясь в Его обществе, они ведут себя тихо и спокойно."
Из "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.156):
каданам йамуна-тире намани тава киртайан
удвашпах пундарикакша рачайишйами тандавам
"О, Господь Пундарикакша, когда же слезы потекут из моих глаз и я затанцую в экстазе на берегу Ямуны при произнесении Твоего имени?"

 

Все категории раздела «Индийские Веды»
Вход и регистрация
Популярные рецепты
реклама