Познаем мир вместе
новые РЕЦЕПТЫ сайта

Тарасара-упанишада

Источник – Шуклаяджурведа
Группа упанишад – вайшнава

 

Ом! То (Брахман) – бесконечное, и это (вселенная) бесконечное.
Бесконечное проистекает из бесконечного.
И тогда взятие бесконечности у бесконечного (вселенной),
Оно остаётся бесконечным (Брахманом) одним.
Ом! Пусть мир (покой) будет во мне!
Пусть мир будет вокруг меня!
Пусть мир будет в силах, воздействующих на меня!

 

ГЛАВА I

1. Хари Ом. Брихаспати спросил Яджнявалкью: «То, называемое Курукшетрой, – это место жертвоприношения богов (дэвов) и духовный престол всех существ. Поэтому куда нужно направляться с целью постижения Курукшетры, места жертвоприношения богов и духовного престола всех существ?» На это Яджнявалкья ответил: «Авимукта – это Курукшетра, место жертвоприношения богов и постижения Брахмана, ибо именно там Рудра проводит посвящение в тарака-Брахмана, когда прана (жизнь) выходит из тела. Через это становишься бессмертным и наслаждаешься мокшей. Поэтому нужно всегда быть посреди того места – авимукты – и никогда не следует покидать, о достопочтенный, авимукту», - так сказал Яджнявалкья.

2. Тогда Бхарадваджа спросил Яджнявалкью: «Что такое тарака? Что заставляет пересекать это мирское существование?» На это Яджнявалкья ответил: «Ом Намо Нараяная – это тарака. Этому нужно поклоняться как Чидатме. «Ом» состоит из одного слога и имеет природу Атмана. «Намах» состоит из двух слогов и имеет природу пракрити (материи). «Нараяная» состоит из пяти слогов и имеет природу Парабрахмана. Тот, кто постигает это, становится бессмертным. Через «Ом» порождается Брахма; через «На» – Вишну; через «Ма» – Рудра; через «На» – Ишвара; через «ра» – Анда-Вират (или Вират вселенной); через «я» – Пуруша (высшее вселенское «Я», высшая Душа); через «на» – Бхагаван (Господь); и через «я» – Параматман (высшее «Я» человека). Эта аштакшара (восемь слогов) Нараяны – всевышний и наивысший Пуруша.

Такова Ригведа – первая стопа (или половина).

 

ГЛАВА II

Тот Ом – неразрушимый, всевышний и Брахман. Только ему следует поклоняться. Это он состоит из восьми тонких слогов. И он становится восьмью, имея восемь форм. «А» – первая буква; «У» – вторая; «М» – третья; бинду (точка-затухание звука) – четвёртая; нада (тонкое звучание) – пятая; кала (время-пустота) – шестая; калатита (то, что за пределами калы) – седьмая; и то, что за пределами всего – восьмая. Она называется тарака, ибо она позволяет пересечь это мирское существование. Знай, что только эта тарака – Брахман, и что только этой тараке следует поклоняться». Следующие стихи могут быть процитированы здесь:

1. Из буквы «А» явился Брахма по имени Джамбаван (медведь). Из буквы «У» явился Упендра (Упа-Индра) по имени Хари.

2. Из буквы «М» явился Шива, известный как Хануман. Имя бинду – Ишвара, и это Шатругна, сам Господь обсуждения.

3. Наду следует знать как великого Господа по имени Бхарата и само звучание морской раковины. Из калы явился сам Пуруша как Лакшмана и несущий на себе Землю.

4. Калатита известна как сама богиня Сита. То, которое за пределами, – это Параматман по имени Шри Рама, высочайший Пуруша.

Всё это – разъяснение буквы Ом, которая есть прошлое, настоящее и будущее, и которая отличается от этих (прочих) таттвы, мантры, варны (цвета), дэваты (божества), чхандаса (размера), Рика, Калы, Шакти и сришти (творения). Постигший это становится бессмертным.

Такова Яджурведа – вторая стопа.

 

ГЛАВА III

Тогда Бхарадваджа спросил Яджнявалкью: «Какой мантрой Параматман умилостивляется и являет Его собственный Атман (людям)? Пожалуйста, скажи это». Яджнявалкья ответил:

1. Ом. Тот, кто Шри-Параматман, Нараяна и Господь, описанный буквой «А», Джамбаван (медведь) и «Бхух (земной мир), Бхувах (мир над земным) и Сваха (следующий за предыдущим мир)»; слава-поклонение Ему!

2. Ом. Тот, кто Шри-Параматман, Нараяна и Господь, описанный буквой «У», Упендра (или) Хари и «Бхух, Бхувах и Сваха»; слава-поклонение Ему!

3. Ом. Тот, кто Шри-Параматман, Нараяна и Господь, описанный буквой «М» и имеющий форму Шивы (или) Ханумана и «Бхух, Бхувах и Сваха»; слава-поклонение Ему!

4. Ом. Тот, кто Шри-Параматман, Нараяна и Господь, Шатругна в форме бинду и «Бхух, Бхувах и Сваха»; слава-поклонение Ему!

5. Ом. Тот, кто Шри-Параматман, Нараяна и Господь, Бхарата в форме нады и «Бхух, Бхувах и Сваха»; слава-поклонение Ему!

6. Ом. Тот, кто Шри-Параматман, Нараяна и Господь, Лакшмана в форме калы и «Бхух, Бхувах и Сваха»; слава-поклонение Ему!

7. Ом. Тот, кто Шри-Параматман, Нараяна и Господь, калатита, богиня Сита в форме Чит и «Бхух, Бхувах и Сваха»; слава-поклонение Ему!

8. Ом. Тот, кто Шри-Параматман, Нараяна и Господь, за пределами калатиты, всевышний Пуруша и древний Пурушоттама, извечный, безупречный, просветлённый, свободный, истинный, наивысшее блаженство, бесконечный, недвойственный и полный (цельный) – этот Брахман – это Я сам. Я – Рама и «Бхух, Бхувах и Сваха»; слава-поклонение Ему!

Тот, кто овладел этой восьмеричной мантрой, очищен богом Агни (огнём); он очищен богом Вайю (ветром); он очищен Солнцем; он очищен Шивой; он известен всем дэвам. Он обретает плод чтения итихас (священных эпосов), пуран, мантр Рудры сотню тысяч раз. Тот, кто регулярно памятует (или повторяет) эту ашта-акшару (восьмислоговую мантру) Нараяны, обретает плод повторения Гаятри сотню тысяч раз (при чтении этих строчек не следует забывать о непрерывной клановой борьбе за первенство среди различных сект и школ индуизма, в которой больше всех преуспевали вайшнавы, прим. перев.;) или пранавы (Ом) несметное количество раз. Он очищает своих предков на десять поколений назад и своих потомков на десять последующих поколений. Он достигает состояния Нараяны. Постигающий это достигает состояния Нараяны.

Подобно глазу, который беспрепятственно видит всё вокруг в небе, мудрый всегда зрит этот всевышний престол Вишну. Духовно пробуждённые брахманы всячески восхваляют и разъясняют всевышнюю обитель Вишну.

Такова упанишада. Такова Самаведа – третья стопа.

Хари Ом Тат Сат!

 

Ом! То (Брахман) – бесконечное, и это (вселенная) бесконечное.
Бесконечное проистекает из бесконечного.
И тогда взятие бесконечности у бесконечного (вселенной),
Оно остаётся бесконечным (Брахманом) одним.
Ом! Пусть мир (покой) будет во мне!
Пусть мир будет вокруг меня!
Пусть мир будет в силах, воздействующих на меня!

 

Так заканчивается Тарасара-упанишада Шуклаяджурведы.

Все категории раздела «Религиозно-философское наследие Индии»
новые СТАТЬИ сайта