Однажды мудрец Аштавакра Муни отправился к царю Джанаке, ибо слышал, что у того при дворе собрались самые умные люди: брахманы, садху (те, что нашли свой Путь), учёные и мудрецы. От рождения тело Аштавакры было деформировано в восьми местах
Было время, когда все люди были Богами, но они пренебрегали своей Божественностью. И Брахма, Верховный Бог, решил отнять у них Божественную Силу и спрятать в таком месте, где её нельзя было бы отыскать. Однако найти подобное место было большой проблемой.
Однажды рыбак пробрался на земли богача и закинул сеть в озеро. Хозяин услышал шум и приказал охранникам схватить браконьера. Когда рыбак увидел, что его разыскивает толпа, он испачкал тело золой и сел под деревом, как это делают святые в Индии.
Жил король, который всю жизнь бежал от смерти. Как только он видел возможность нападения на его тело, его одолевал страх и он бежал, сломя голову, куда подальше от того, что ему напоминало смерть. Как только он видел умирающих людей, то бежал
Падишах Акбар очень любил всякие загадки. Иногда слышал он их от других, а время от времени и сам придворным загадывал. Однажды Акбар загадал Бирбалу такую загадку:
Сверху крышка, снизу крышка, дыня там внутри.
Коль ножом её разрежешь, как свеча, сгорит
Жил-был один святой, который имел раба. Он спросил раба:
— Что бы ты хотел есть?
Раб ответил:
— Всё, что вы дадите мне, я буду есть.
— Что ты желал бы носить?
— Всё, что вы дадите мне, я буду носить.
— Тогда, где бы ты хотел жить?
Пришёл гуру Нанака как-то в одну деревню. Видит — красивый дом, украшенный разноцветными флагами, а в нём живёт богач-ростовщик, который, наполнив монетами очередной ларец, на радостях устроил праздник. Гуру подошёл к дому и попросил немного поесть.
Жила семья, в которой жена постоянно просила мужа хотя бы немного времени уделять молитве и почитанию Господа, но муж говорил, что у него на это занятие нет времени.
Между тем он тяжело заболел и на несколько недель оказался прикованным к постели.
Однажды падишах беседовал с Бирбалом. Он заговорил о том, как бы сочинить шахскую «Рамаяну» (эпическую поэму о справедливом и добром царе).
— Владыка мира! Я напишу шахскую «Рамаяну» и покажу вам. Но дело это нелёгкое, времени на него надо много.
Когда Нарен (Вивекананда) лежал ночью в своей комнате без сна, снедаемый противоречивыми мыслями, Рамакришна, его учитель, притворившись спящим, говорил как будто бы во сне, но достаточно ясно, чтобы Вивекананда слышал его.
Когда Ямуначарья был ещё маленьким мальчиком, он учился в школе у Бхавишья Муни.
В то время при дворе царя жил великий пандит, которого звали Колахала. Он был очень гордым, так как знал все священные писания и мог цитировать их в любом порядке
Когда царь Дашаратха, отец принца Рамы, умер, послали за двумя его младшими сыновьями — Бхаратой и Шатругной, — гостившими в то время у родичей. Эта трагедия повергла Бхарату в невиданную скорбь. Его горе было безутешным.
В праздник императорская дочь пригласила учёного человека. Услышав о его познаниях, гуру побоялся, что пандит победит его в диспуте, и послал вместо себя Арангачари.
— Гуру не может прийти, — сказал тот, — от размышлений у него сделалось воспаление мозга
При дворе царя был пандит по имени Видьядхар. Его отец, дед и прадед были придворными поэтами. После смерти отца Видьядхар занял его место, но от своего мудрого отца он перенял всего несколько стихов. Быть сыном пандита ещё не значит самому быть учёным.
Завели падишах и Бирбал беседу о литературе. Бирбал говорил о стихах, а падишах с большим вниманием слушал. Вдруг падишах спросил: «А бывает ли хорошим то, что сломано, потрескалось, сопрело?»
— Сочини-ка стихотворение на эту самасью, — сказал он.
Один раджа пленил соседа. Неудачника заточили в высокую башню. От железной двери снизу до самого верха вела длинная винтовая лестница, а за другой такой же дверью была каморка с окном, под которым вниз уходила отвесная стена. День и ночь башня охранялась.